Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.

После беседы, спустя несколько дней, детям было предложено нарисовать сюжет этого рассказа. В спектакле четыре персонажа. Показ кукольного театра в какой то степени помог детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспомнили где, какие персонажи стояли в той или иной ситуации. В процессе рисования по этому рассказу мы больше не уточняли с детьми вопросы композиции.

Анализируя рисунки детей, мы увидели, что преобладают воздушная перспектива (66,6%), яркий цвет положительных героев, яркий цвет отрицательных героев (55,5%). Ритм применили все дети; динамика движений персонажей встречается в 66,6% работ. Дети расположили лист горизонтально. Если смотреть композицию, то расположение отдельных изображений по всему листу встречается у 44,4%, остальные фризовая; непропорциональное отношение изображений отмечается у 11,1%.

Если взять отдельно каждого ребенка, то получается такая картина: самый высокий процент владения средствами композиции встречается у троих детей (55,5%). Так. Туяра С. использовала воздушную перспективу. Раскрасила ярким цветом положительных героев, отрицательных героев - бледным цветом, правильно пере­дала пропорции всего изображенного, применила ритм, украсив одежду девочки и нарисовав цветы ("Это я украсила свой рисунок"); передала динамику движения, изобразив сидящую перед теленком девочку; на горизонтальном листе расположила изображение по всему листу; отношение изображений пропорциональное.

Саша В. нарушил пропорцию изображений (слишком большие бабочки), не передал динамику движений персонажей, использовал линейную перспективу. Владение средствами композиции составляет 44,4%.

Анализируя рисунки по спектаклю “Икки ийэ, икки кыыс”, мы увидели, что почти во всех работах композиционное решение одноплановое. Чаще всего персонажи повернуты к зрителям, так как есть различие в передаче персонажей. У одних в рисунках выделено основное крупным планом, другие на первом плане рисовали поляну с цветами. В цвете дети придерживались различной окраски персонажей. Например, Туяра С. украсила платье девочки узорами; в основном дети окрашивали одежду персонажей произвольно, которая отличается от реального цвета кукол, занятых в этом спектакле.

Спектакль по русской народной сказке “Заюшкина избушка” была поставлена также воспитателями детского сада, где были использованы куклы-петрушки.

Наблюдая за детьми во время просмотра спектакля, мы заметили, что внимание у некоторых детей было рассеянным, чем во время просмотра первого спектакля. Так, Айтал С. вслух говорил о предстоящих действиях зайчика: “Сейчас он заплачет, потом встретит волка”. Но у большинства детей можно было заметить сопереживание персонажам спектакля. В силу того, что чувства у детей дошкольного возраста наиболее наглядно отражаются в мимике, у детей происходили непроизвольные мышечные движения лица (опущение уголков рта, когда заюшка плакал, и улыбались, когда петух прогнал хитрую лису из заюшкиного домика и они вместе запели веселую песенку).

От того, что эта сказка проста по содержанию и сюжету, дети охотно отвечали на вопросы и давали исчерпывающие ответы. Мы задавали следующие вопросы:

1. Из-за чего обиделся заюшка? Почему он так горько заплакал?

2. Какая музыка звучала, когда заюшка сидел на пенечке? Почему?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5