Первое занятие

Текст рассказа

«Вася летом жил в деревне у бабушки

. Рядом с деревней был большой лес

. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику,

слушать пение птиц.

Однажды он вышел рано утром

, пошел в лес и зашел очень далеко

. Место было незнакомое

. Вася понял, что заблудился

. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу

и задумался. Как найти дорогу домой

? Направо вела чуть заметная тропинка

, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке

. А налево был густой лес.

Куда идти?»

Первое занятие

I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели занятия.

II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми от­дельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н и я н е о к о н ч е н н о-

го р а с с к а з а по вопросам педагога:

- Где жил Вася летом?

- Что было рядом с деревней?

- Что любил делать Вася?

- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а т е р и а л а текста

рассказа по вопросам:

- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…

- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…

- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педа­гогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.

Второе занятие

О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся установка на

придумывание своего продолжения рассказа.

П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного рассказа.

С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.

Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:

Вася встречает в лесу людей…

Влезает на дерево и видит…

Идёт по тропинке и находит…

Спускается к реке и идёт по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа. используются вспомо­гательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.

А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается внимание на

особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, вве­дённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное исполь­зование средств образной выразительности и др.

После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а з и р о в а т ь» и

придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педа­гогом)

Аналогично могут проводиться занятия по обучению рассказыванию и на дру­гом текстовом и картинном материале. Как показывает опыт нашей работы, изло­женный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию.

Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания творческого ха­рактера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществлялась совме­стно логопедом и воспитателями. Приводим примерный перечень таких заданий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5