Первое занятие

III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я з к и рассказа (начала к

избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопро­сам:

Что виднеется вдали?

Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ёжик?

Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.

б) Педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал.

IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.

Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зави­симости от состава подгруппы).

Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись).

Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5 лет, III уровень речевого развития)

«Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там яб­локи… лежат… на земле. Захотелось ему… яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яб­локи в кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез… на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».

V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д е л е н и й к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам):

- Что можно сказать про ёжика, какой он?

Актуализируется ряд слов-определений. Например:

- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? – Догадливый.

- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно

поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.

- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все ука­занные определения.

III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я

Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на

наглядный материал.

2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале,

опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составле­нии собственного рассказа.

3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения,

определение последовательности событий и др.).

4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой

деятельности.

5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рас­сказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном варианте).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5