13 – 14 уроки

Тема:

Обобщающий урок на тему «Зима».

Цели:

1. Развивать у детей умения испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания произведений художественной литературы.

2. Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета.

Ход урока

Перед уроком класс украшается рисунками, снежинками, репродукциями картин. Дети собираются за дверями.

– Ребята, хотите ли вы отправится в путешествие по зимнему лесу? Закройте глаза и представьте, что вы входите в заснеженный лес. (Звучит музыкальная пьеса И.-С. Баха «Шутка». Детей вводят в класс).

– Кто из вас что-нибудь увидел или услышал в лесу? Поделитесь с нами. (Ответы детей).

– Кто помнит, чем пахнет снег? (Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой).

– Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кристальные, кружевные, легкие .)

– Помните, мы читали стихотворение о снежинке. Назовите его автора. (Ученик читает стихотворение).

– С чем вы могли бы сравнить снежинки?

Учитель: Дети:

Белые, как сахар, молоко .

Легкие, будто пух, пушинки .

Ажурные, словно кружево, кристалл, звездочки .

– Что делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся, дрожат, качаются на качелях .)

– А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим, и как этот прием в литературе называется? (Когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ. Этот прием в литературе называется олицетворением).

– Давайте еще раз послушаем музыкальную пьесу И.-С. Баха «Шутка». И сами будем кружится как снежинки.

– А теперь , ребята, вспомните стихи, которые вы читали о зиме. Тот, кому больше всех понравилось стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», подходит и садится за этот стол. А тот, кому больше понравилось стихотворение С. Есенина «Пороша», садится за этот стол и т.д. (Столы поставлены заранее, на каждом столе карточка с названием стихотворения).

– Теперь подготовьтесь к выразительному чтению. Определите в каждой из групп того, кто будет представлять вашу группу, т.е. читать наизусть выразительно стихотворение. После этого вы должны будете доказать, что именно ваше стихотворение очень красивое; рассказать, чем оно вам понравилось. (В защите участвуют все дети группы).

– Учитель открывает на доске ленту для слов со свободными окошечками:

Лес

Зима

Ветер

Перейти на страницу: 1 2