Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства

1-й урок: делаем заготовку для коврика. Выкраиваем лист цветной бумаги для «основы» квадратной или прямоугольной формы небольшого размера. Складываем его пополам и аккуратно прорезаем ровными полосками так, чтобы получилась «гребенка».

2-й урок: из цветной бумаги, подобранной в тон к основе, вырезаем полоски одинаковой ширины. «Выплетаем» узор из бумажных полосок. Готовые коврики можно использовать для кукольной команды.

Тема 11. ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО. 2 часа.

Первый урок можно начать с рассказа о том, как бережно использовали в крестьянском доме каждый лоскуток ткани. Всему находилось свое применение, а из лоскутков, оставшихся от шитья рубашек или ситцевых сарафанов, шилось лоскутное одеяло.

Узоры из лоскутков набирались разные. Самые характерные узоры: «мельница», «звезда», «ромб», «окошко», «солнце». Сшивание квадратных и треугольных лоскутков.

На этом уроке выполняем следующее задание: заготовка для эскиза лоскутного одеяла. Для заготовки нужно взять картон или плотную бумагу размером примерно 16х24 см. Размечаем прямоугольник сеткой на квадраты 2х2 см.

Из цветной бумаги вырезаем полоски шириной 2 см и разрезаем их на квадраты и треугольники – «лоскутки» для эскиза.

Второй урок можно посвятить рассказу о том, как подбирались в композиции лоскутного одеяла различные цветовые сочетания. Мастерица, набирающая узор из лоскутков, старалась составить яркие, радующие глаз сочетания, но при этом, полагалась на свое чутье, делала узор из гармонирующих друг с другом красок ткани.

Задание для второго урока: составить цветной узор, подбирая лоскутки по цвету.

Тема 12. РАСПИСНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ УТВАРЬ. 2 часа.

На первом уроке необходимо познакомить школьников с традиционными для русского крестьянского дома расписными изделиями: прялками, разделочными досками, шкатулками и сундучками. Можно показать, как украшалась росписью мебель: шкафчики, стулья. Один из самых известных центров декоративной росписи по дереву – Городец. Мотивы городецкой росписи: фигурки коней, птиц. Мотивы цветочной росписи: розан и купавка. Характерные цветовые сочетания росписи.

Задание для детей: эскиз росписи кухонной досочки. На первом уроке вырезаем из плотной бумаги заготовку для эскиза. Можно использовать цветной или тонированный картон. Контур досочки можно обвести по шаблону. Карандашом необходимо наметить подготовленный рисунок для цветочной росписи.

На втором уроке продолжаем рассказ о росписи по дереву. Показываем детям прекрасные изделия с уральской росписью, например, пялки с обвинской росписью. Показываем отдельные приемы росписи: цветок с двухцветными лепестками на основе подмалевка, лист, травка.

Задание для детей: выполнить роспись досочки по мотивам народной.

МАТЕРИАЛ: цветной или тонированный картон, гуашь.

Итоговый урок «Бабушкина горница». 1 час.

На этом уроке можно предложить детям сделать рисунок на основе изученного материала. В рисунке «Бабушкина горница» они смогут передать свое представление об интерьере крестьянского дома, объединившем простые и добротные изделия, щедро украшенные руками мастеров. Желательно дополнить материал этого урока стихами, загадками и поговорками, посвященными предметам домашней утвари.

МАТЕРИАЛ: бумага, гуашь.

4-я четверть: «Убранство крестьянского дома».

Тема 14. УРАЛЬСКАЯ ДОМОВАЯ РОСПИСЬ. 2 часа.

Первый урок этой темы может начаться с рассказа о Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества. В экспозиции музея представлены образцы уральской домовой росписи. Отмечаем ее характерные особенности: взаимосвязь с архитектурой, символический смысл образов и мотивов, яркий, праздничный характер.

Техника выполнения росписи, яркая цветовая гамма.

На этом уроке проводим упражнение, дающее детям простейшие навыки кистевой росписи: рисуем кистью по заготовленному подмалевку цветы и листья.

На втором уроке разрабатываем и выполняем росписи по народным мотивам, предназначенные для украшения двери и простенков. Работу можно предложить выполнить, объединившись группами по 2-3 человека.

МАТЕРИАЛ: белая или тонированная бумага, гуашь.

Тема 15. ОКНО С РЕЗНЫМИ НАЛИЧНИКАМИ. 2 часа.

На уроках по этой теме мы рассказываем детям о традиции украшать резными наличниками окна деревянного дома. Оберегающий и функциональный смысл наличников и ставен окна.

Разные виды наличников. Самый простой вид резьбы – пропильная. Узоры пропильной резьбы, свойственные уральскому краю: растительные и геометрические.

Задание для детей: эскиз композиции для деревянной резьбы, украшающей окно.

1-й урок: вычерчиваем на листе бумаги контуры окна, намечаем общую форму резного наличника. Подбираем бумагу, имитирующую тон деревянной доски. Можно взять кусок тонированной или крашенной бумаги с деревянной фактурой.

Делаем упражнение: вырезание простого геометрического узора из полоски крашенной бумаги с деревянной фактурой.

2-й урок: вырезаем из тонированной бумаги заготовку для наличника. Складываем заготовку и вырезаем узор. Наклеиваем полученный «наличник» на заготовленный контур окна.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5