Общение в обучении: сумею!

Ведь краше её нет на свете,

Ты в лес за грибами, конечно ходи,

Но будь осторожен с грибницей.

(Лисовская Лена, 3б)

Береги природу,

Это наша жизнь

Если рвёшь цветочек ты,

То смотри, держись!

Я тебя поймаю,

Быстро накажу,

В миг ты всё узнаешь,

Я тебе влеплю!

(Бокий Стас 4а

Карпец Женя 4а)

В лесу костры не оставляй,

Ведь страшно даже думать,

Как случайно пожаром вспыхнет он вдруг,

И звери и птицы погибнут!

(Ставская Лена 3г

Барышникова Света 3г)

Другая группа представила проблемы экологические в рисунках. Групповые рисунки в приложении. Индивидуальные работы в приложении.

“Междусобойчики” как интерактивная форма работы помогает выработать навыки совместной деятельности между детьми. Особенно полезна она для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Микро группы создающие условия для включения в работу каждого, благотворно влияют на формирование самооценки таких детей. Но ни в психологии, ни в педагогике нет однозначно позитивного или негативного метода. В каждом имеются свои плюсы и минусы, просто в зависимости от ситуации больше или того или другого. В связи с этим, несмотря на несомненные положительные аспекты “Междусобойчика”, нужно помнить, что опасно замыкаться только в одной микро группе. Поэтому когда “Междусобойчики” будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия – “Мозаика”. Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микро группы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Полезно при методике включать в работу не только самих учащихся, но и педагогов. Дело в том, что обычно между учителями и учащимися существуют неявные, но достаточно “антогонические противоречия”: отсутствует доверие, искреннее желание помочь друг другу, умение встать на противоположную точку зрения. Учебная ситуация зачастую закрепляет эти отношения. Чтобы изменить это положение, необходимо изменить саму ситуацию. Методика интерактивного обучения “Мозаика” помогает совместному поиску и установлению доверительных отношений между всеми участниками: подростками, подростками и педагогами, детьми и родителями.

2.

Мозаика

Содержание аналогично предыдущей методике. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не внутри, а и за пределами микро группы.

I. Внутри круга.

Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микро группы из четырёх человек. Каждый участник к концу обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план решения.

II. “В людях”

Вновь название показывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу буквенного единства: А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

III. “Поиск общего решения”

Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности её решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. Время – 15-20 минут.

I Внутри круга

II В людях

III Поиск общего решения

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива. Помимо этого большее число участников имеет возможность узнать деловые качества людей ближнего и дальнего кругов общения. Всё это способствует формированию целостности группы как коллектива.

На сегодняшний день обще признано, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г.Асмолов назвал этот этап “не пройденным путём: от культуры полезности до культуры достоинства”. Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умения строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – одна из важнейших задач современности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4