Общение в обучении: сумею!

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, дискуссии, учебный диалог, “мозговой штурм” и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и пр. Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, являются психологически привлекательными для учащихся.

Наибольшей интерактивной нацеленностью отличаются такие формы:

1.

“Междусобойчик”

Класс разбивается на микро группы по 4 человека. Каждая группа находит особое место в аудитории (допускается перестановка мебели).

I этап.

Индивидуальная работа.

Педагог предлагает задание (достаточно большое по объёму): изучить 1-2 параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. на подготовку даётся от 25 до 30 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

А Б

В Г

II этап.

Работа в парах.

Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: а, б, в, г. На втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: например, а работает с г; б с в.

Задание по содержанию остаётся прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 15 минут.

А Г Б В

III этап.

Работа в парах (продолжение)

В четвёрках снова меняются пары. Содержание работы остаётся прежним. Представители предыдущих пар сообщают новым партнёрам свой путь решения и снова ищут возможность обновления проблемы. Время – 15 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

А В Б Г

IV этап. Принятие группового решения.

Каждая четвёрка собирается вместе. Цель этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме её исполнения (рисунок, схема, стихи и т.д.) Время 10 –15 минут.

А Б

В Г

В 3-4 классах (г. Черепаново, школа № 4) прошла “неделя экологии”; проводились интересные экологические уроки. В результате работы по методике “междусобойчик” группы учащихся представили различные формы конспектов по темам:

1. как человек изменил землю

2. жизнь под угрозой

3. не станет ли земля пустыней

4. защитники земных друзей

Конечно же, нашлись и такие работы, которые показали, что ребятам было интересно не просто донести содержание, но и найти для него необычную форму. Например, стихотворную:

Ты нашу природу, смотри, береги!

Перейти на страницу: 1 2 3 4