Дидактика, ее принципы и их отражение в ПЭО

Вспомним, что дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;

тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;

систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;

доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;

наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;

оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;

рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;

сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Указанные принципы вполне соответствуют ныне действующей концепции, так называемой традиционной концепции обучения и не очень-то совпадают с иными возможными подходами к обучению. Это значит, что отмеченные здесь принципы оказываются нужными, полезными, действенными при условии, когда процесс овладения знаниями проходит через этапы: восприятия; осмысления; запоминания; применения на практике.

Следовательно, знания изначально отделены от практических действий. Но те же принципы могут быть недостаточно действенными, если обучение строится на совершенно иной основе, когда знание и действие, действие и знание сливаются в едином процессе овладения материальным и духовным миром, выступающем нередко в виде профессионального мастерства. Тогда, например, вместо принципа “систематичность, последовательность, преемственность” должен действовать иной, можно сказать, прямо противоположный - принцип контрастности. Он реализуется в процессе предъявления слушателям изучаемого материала “по контрасту”, т. е. последовательно: легкий и трудный материал; легкий и трудный пример; задание и задачи и т. д.