Особенности управления и руководства.

Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:

Ø Чувствуйте ситуацию.

Ø Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.

Ø Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говоритечетко и исподволь внушайте

идею.

Ø Слушайте внимательно.

Ø Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.

Ø Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.

Ø Используйте подход «проблема – решение».

Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.

Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:

Ø Управлять.

Ø Координировать.

Ø Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.

Ø Обучать в процессе работы.

Ø Уметь убеждать.

Ø Работать в команде (группе).

Ø Заниматься консалтингом.

Ø Собирать необходимую информацию.

Ø Быть другом.

Ø Быть «отцом родным».

Практика обучения

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Его основные разделы:

1. Лекция.

2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Деловые игры.

5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.

6. Типовые упражнения с карандашом в руке.

7. Задания.

8. Использование письменного материала.

9. Резюме (подведение итогов).

10. Наглядные пособия.

11. Программное обучение и конспекты.

12. Практическая работа в реальных условиях.

13. Аудиторные занятия.

14. Использование компьютеров.

ЛЕКЦИЯ.

Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.

Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.

Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.

Следует подумать о лекционной форме…

· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

· если лектор пользуется доверием как источник информации;

· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

Недостатки лекции:

ü может быть скучной

ü слабая обратная связь

ü пассивность слушателей

ü быстро забывается

Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.

Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:

§ рисунки, плакаты, диаграммы

§ меловая доска

§ макеты и модели

§ тезисы выступления

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7