Образование в средневековой Германии

Первые городские школы появились во второй половине XII — начале XIII в. в Любеке, Гамбурге и т. д.

Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговце., и ремесленников. Цеховые школы возникали в XIII—XIV вв. Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естество­знания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у возникших в то же время гильдейских школ.

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заве­дения для девочек.

Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковного образова­ния. Поначалу городские школы находились под контролем цер­кви. Церковники урезали программы, утверждали учителей. По­степенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевы­вали себе право определять программу и назначать препода­вателей.

Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педа­гог, которого именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: "Кто желает научиться бы­стро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за неболь­шое вознаграждение". Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, поз­же — бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата была нерегулярной и меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте. В результате , возникла особая социальная группа — бродячие учителя.

Программа городских школ по сравнению с программой цер­ковных имела более прикладной характер. Кроме латыни, изуча­лись арифметика, элементы делопроизводства, география, техни­ка, естественные науки.

Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов

Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами.

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, кото­рые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные днев­ные (ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студен­ты записывали эти выдержки, затем переводили и комментиро­вали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т. е. отвечал на вопросы и комменти­ровал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свобод­но, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождав­шейся в "науку пустых слов". В XIV — XV вв. пропасть между но­вейшим знанием и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную филосо­фию. "Научными штудиями" схоластов могли быть, например, дискуссии на темы:" Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр.

Перейти на страницу: 1 2 3