Образование в средневековой Германии

Программа семи свободных искусств делилась на две части:

низшую — тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и выс­шую — квадривиум (арифметика, география, астрономия, музы­ка). Особенно основательно изучались дисциплины — базовые для будущих священнослужителей (грамматика и музыка).

Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простей­ших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.). После усвоения грамматики переходили к изучению литера­туры. Сначала читали короткие литературные тексты (например, басни). Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывал о личности поэта кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литерату­ры было крайне консервативен. Изучались прежде всего сочине­ния отцов церкви (например, Пруденция, Седулея). В программу входили сочинения древнеримских' авторов — Сенеки, Катана, Орозия и некоторых других.

Классическая греческая литература изучалась в латинском переводе, поскольку греческий язык был исключен из программ, так же как и новейшие языки.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. ча­сто выступала и как логика; вторая — построению фраз, искус­ству красноречия, которое высоко ценилось служителями культа и аристократией.

Изучение философии и диалектики опиралось прежде всего на произведения Аристотеля. Заучивали также тексты святого Августина и других отцов церкви. В первые века средневековья риторику изучали по Квинтилиану и Цицерону, затем — по Алкуину, с Х в. — вновь по Квинтилиану.

География и геометрия давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала сво­ей геометрической фигуре. В соотношении фигур и чисел иска­ли глубокий нравственно-философский смысл. Собственно гео­метрию изучали по скудным отрывкам из Евклида. Географичес­кая наука была развита крайне слабо. Ученых-географов было мало, например, Адам Бременский (ум. в 1076 г.). Основные гео­графические сведения черпали из арабских источников.

Астрономия носила прежде всего прикладной характер и была связана с вычислениями череды многочисленных церковных празд­ников. Школяры должны были назубок знать "Цизио-ланус" — праздничный церковный календарь из 24 стихов.'Изучали Пто-лемееву систему мира. В силу неразвитости собственных астро­номических знаний в обучении использовали труды арабских астрономов. На их основе были созданы первые трактаты евро­пейских ученых (например, "астрономические таблицы" Альфон­са Кастильского (XII в.).

В музыкальном образовании предпочтение отдавалось духов­ной и светской музыке. Ее воспринимали как отражение гармо­нии между природой и человеком, обществом и Богом. Инстру­ментальной музыке обучали с помощью дог, означенных буква­ми алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа по арифметике включала не только и не столько овладение четырьмя арифметическими действиями, так как счи­талось, что мир устроен Богом с помощью чисел, и потому им приписывались чудесные свойства.

Универсальными_методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским школьным знанием. В итоге церковные школы раннего средневековья принесли немного пользы. Детям из низших слоев, т. е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. Достаточно сказать, что в университетах XIII—XV вв. нередко обучали первогодков элементарной латинской грамоте, поскольку те не могли овладеть eю в школе. На протяжении XII — XV вв. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Это выразилось прежде всего в создании т. н. городских школ и университетов. Создание светских учебных заведении было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, которые нуждались в близком их жизненным потребностям образовании. Такие учреж­дения зарождались в недрах церковного образования.

Перейти на страницу: 1 2 3