О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы

Сказке противостоят поэтические, прозаические и драматические жанры. Такое деление позволяет, прочнее усвоить специфику различных родов и жанров литературы, так как сказка имеет и прозаическую, и поэтическую, и драматическую формы. Вместе с тем она противопостав­лена литературным жанрам своей содержательной стороной.

К поэтическим жанрам в детской литературе относятся стихотворе­ния и небольшие поэмы, содержание которых доступно и интересно ребенку. Основные темы развертываемые в поэзии – картины природы, жанровые зарисовки и различные ситуации. Эмоциональное воздействие до­стигается ритмической организацией, которая должна быть банальной, т.е. общепринятой в данной поэзии. Любая оригинальная организация стихотворения может быть не воспринята ребенком, а, следовательно, не понята и смысловая сторона стихотворения или поэмы. Главная зада­ча поэзии - формировать художественно-эстетический вкус. Решается она путем постепенного - от простого к сложному - освоения художественного языка, его отдельных элементов и законов на взаимодействия. Ритм, рифма, звукопись, метафора, иносказание, как и многие другие средства художественной выразительности, сплавлены в поэтическом тексте в целостное художественное единство, хронологическое распо­ложение изучаемых произведений позволяет плавно усваивать факторы художественного впечатления: сначала почти изолированно, элементар­но, затем в минимальном сочетании, впоследствии в композитно. В ре­зультате учащиеся начинают их распознавать и воспринимать стоящие за ними мысли.

Из прозаических жанров в детской литературе преимущественно встре­чаются новеллы, рассказы и повести. Их общее свойство заключается в динамизме, постоянной смене событий, речевых характеристики и места действий. Динамизм удерживает постоянный интерес ребенка, так как ему хочется знать, что будет дальше, как герои преодолеют возникшие трудности. Этим же целям служат диалоги, они ускоряют движение собы­тий. Героями выступают дети, игрушки и животные, т.е. ребенку инте­ресно читать как бы "про себя" - так он воспринимает персонажей.

Драматические жанры в программе для начальной школы представле­ны басней и драматической сказкой /А. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"/. Однако сказка рассматривается именно как сказка, а не как драматическое произведение. В баснях основное вни­мание уделяется приемам иносказания. На примере басен И. А. Крылова учащиеся анализируют содержание, вложенное баснописцем и современ­ную трактовку. Таким образом, достигается эффект различного толкова­ния текста басни.

Жанрово-хронологический подход к изучению детской литературы позволяет в отсутствие знаний по общелитературному процессу ос­воить основные принципы литературы как художественного отражения действительности средствами образной выразительности. Возникает це­лостное представление о литературном процессе возникновения и раз­вития литературы для детей с ее спецификой тематики, персонажей, средств художественной выразительности. Обоснованием подобного подхо­да служит и педоцентрический принцип, актуализирующий выбор содер­жания и формы обучения исходя из специфики социальных ролей учащих­ся, социально-значимых знаний и качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности, а также ус­пешное выполнение задачи учителя XXI века.

Перейти на страницу: 1 2 3