О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы

Однако, чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для чтения. Главной - организация читательского окружения, материал для чтения, направляющее развитие читательской деятельности.

Другими, не менее важными условиями являются: 1.принципы подхо­да к литературному произведению и 2.подготовленность учителей.

В центре уроков чтения и литература стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке литературы, в том числе на уроке чтения в начальной школе не является средством реше­ния разнообразных педагогических задач /формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью/, он самоценен. В рамках создающегося нового для начальной школы учеб­ного предмета - литература - художественная словесность становится центром изучения и освоения. /4/.Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных за­дач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности. Приоритетным для нового учебного предмета становятся задачи-развития культуры художественного восприятия и отражения окружающе­го мира, интереса к чтению, воспитания художественного вкуса. Цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературно­го произведения. Все же остальные задачи - развивающие и воспитываю­щие - решаются опосредованно, через ведущую. Новый взгляд на уроки литературы в начальной школе предполагает отказ от наивно-реалисти­ческого отношения к литературе и к искусству в целом. Восприятие художественного произведения не может быть сведен к воссозданию опи­сываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания уча­щихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и раз­мышление по данному поводу. Функция виртуальной реальности, присущая художественному произведению, позволяет моделировать развитие опи­сываемой ситуации. Тем самым способствует более глубокому осозна­нию идеи, сюжета и форм художественной выразительности. Сказанное предъявляет особые требования к отбору художественных произведений. Это должны быть полноценные в художественном отношении произведения детской литературы , написанные как специально для детей, так и ада­птированные для детского чтения, фольклора, изучаемые целостно, а не Фрагментарно, как это практиковалось до недавнего времени. Толь­ко изучение художественного произведения целиком позволяет усвоить условность изображаемой действительности, своеобразие авторской ма­неры , специфику варьируемого сюжета.

Концептуально, новый подход к урокам чтения .и литературы в начальной школе порождает требование пересмотра курса детской литературы при подготовке будущего учителя. Традициционно литература рассматривалась в историческом плане, как история литературы. Однако уже давно отмечалось несовершенство данного метода, особенно если учестъ, что детская литература изучалась в отрыве от истории общей литературы. Линейное расположение изучаемого материала, не позволяло увидеть об­щее и специфическое в развитии литературы для детей, получить целостное восприятие литературного процесса. Опираясь на принципы включения литературных произведений в программу для чтения и литературы в начальной школе художественно-эстетический, жанровый и авторский эмоционально-эстетический, ценностно-ориентировочный., системности и преемственности, целесообразно курс вузовского изучения детской лите­ратуры строить на основе жанрово-хронологическом.

Хронология помогает проследить становление и развитие литератур­ного процесса для детей, а жанровая характеристика - дефинировать фольклорную и авторскую точки зрения на те или иные описываемые си­туации. Деление на фольклорный и литературный материал устанавливает не только различия в миропонимании, но и в используемых средствах образной выразительности, привлечение которых служит самым разнооб­разным задачам: философским, художественным, прагматическим Наи­более ярко необходимость подобного деления проявляется при анализе сказок - народных, авторских зарубежных, русских и советских.

Народная сказка, отражая видение мироустройства данным коллективом, призвана была в персонифицированной форме решать вопросы человеческого бытия, адаптации его в быстроменяющемся мире. Начиная с эпохи Просвещения сказка народная утрачивает мировоззренческий аспект и воспринимается как нечто нереальное, обладающее, однако, большим воспитательным потенциалом. Персонификация стала просто волшебством. Первоначально авторская сказка была переложением народной с явно вы­раженной просветительской идеей автора. Таковы сказки Ш. Перро. С течением времени авторская сказка приобретает современные черты, оставаясь литературой для взрослых. Лишь с середины XIX века, сказки начинают сочиняться непосредственно для детей. В творчестве Р. Киплинга, А. Милна, Л. Керролла и др. сказка, становится действенным средством обучения, развития, воспитания и развлечения детей. В наибольшей степени обладая функцией виртуальной реальности авторская сказ­ка способствует решению многих задач образования. В этих целях опре­деляется система образов - это, как правило, дети, игрушки или животные, воспринимаемые детьми как в качестве друзей. Своеобразные идеи реализуют сказки зарубежных, русских, казахских и советских авторов. Их анализ позволяет создать целостную картину особенностей сказки, комплекс задач, решаемых при помощи различных сказок. И все это в непринужденной, ярко представляемой, эмоционально-позитивной и воздействующей составляющей процесса образования.

Перейти на страницу: 1 2 3