Основные способы организации обучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования

В новой программе заявлено, что целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне.

Это должно обеспечить минимально необходимый и достаточный уровень функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения их образования и трудовой деятельности, а также облегчить их адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.

Программа состоит из трех крупных блоков, соответствующих трем ступеням обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа, старшая ступень обучения, которая, в свою очередь, подразделяется на общеобразовательный и профильный уровни.

В рамках данного эксперимента в экспериментальных школах началось обучение иностранным языкам со 2 класса.

Учителям, учащимся и их родителям были предложены для включения в эксперимент 3 УМК по английскому языку, 2 УМК – по немецкому языку и по 1 УМК – по французскому и испанскому языкам. Министерство образования России планирует проверить их с точки зрения посильности и доступности, эффективности реализации с их помощью личностно-ориентированного подхода, а также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных языков.

Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных учреждений России должно способствовать существенному усилению личност­ной и индивидуальной направленности образова­ния. Это касается как содержания общего образо­вания, так и форм его организации: обеспечение роста вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов, факультативов са­мим учеником.

В ходе проводимого эксперимента проводит­ся изучение особенностей профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

· профильные классы в общеобразовательных уч­реждениях, реализующих несколько (один-три) определенных профилей обучения;

· группы профильного обучения в многопрофиль­ных общеобразовательных учреждениях;

· профильное обучение по индивидуальным про­граммам в малокомплектных общеобразователь­ных учреждениях.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные стандарты: стан­дарты профильного обучения (для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стан­дарты (для непрофилирующих учебных предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института еди­ных экзаменов.

В 2002 году в едином государственном экза­мене приняли участие 257 тысяч выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных заведений (из них 89 вузов Министерства образова­ния России и 39 вузов других министерств и ве­домств), 136 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 25 государствен­ных вузов из регионов, не участвующих в экспери­менте, принимали свидетельства с результатами единого государственного экзамена.

Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была соблюдена процедура экзаме­на, обеспечена секретность экзаменационных мате­риалов, отработана технология использования обо­рудования и передачи информации на федераль­ный уровень.

В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

В 2003 году 4 основных языка были включе­ны в эксперимент.

В соответствии с личностной ориентацией образования итоговая аттестация по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпуск­ник знает и умеет, на учет индивидуальных особен­ностей школьников, их потребностей, возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гиб­кий характер и ориентирована на проверку дости­жения выпускниками нижней планки уровня обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников, которые были сформули­рованы в Проекте федеральных программ. Аттестация одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности выпускников.

Сегодня по всем 4 языкам составлены спе­цификации экзамена, кодификаторы, демонстраци­онные версии тестов. Для дифференциации выпу­скников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Ос­новную часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать достижение уча­щимися уровня обязательной подготовки по пред­мету.

В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку проводился в один день в два этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку умений в аудировании, чтении, письме и на про­верку уровня лексико-грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в говорении (устная часть).

Перейти на страницу: 1 2 3