Модель образовательного процесса на уроках математики.

В нашей педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими [34; 97; 150]. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными, в следующий класс, в течение 1 четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.

Обзор мер преодоления неуспеваемости, относящихся к учебно-воспитательному процессу и его организации, свидетельствует о том, что в дидактике проводится довольно последовательная работа, которая могла бы оказать помощь школе. Ее слабое ис­пользование в массовой практике объясняется многими причи­нами. Мы хотели бы отметить, прежде всего, то, что эти меры не приведены в систему и соотносятся в педагогической литературе только со сложной и разветвленной сетью причин неуспеваемо­сти, выявление которых выходит за рамки возможностей рядо­вого учителя. Система мер по преодолению неуспеваемости при­обрела бы большую действенность, если бы она была соотнесена и с элементами неуспеваемости '.

Целый ряд перечисленных мероприятий имеет значение и для предупреждения неуспеваемости, например индивидуализация работы, дифференциация материала и методов работы на уроке. Существенны для предупреждения неуспеваемости и всякого рода оздоровительные мероприятия — улучшение питания детей в школе, рациональный режим дня и т. п.

Важная роль в преодолении неуспеваемости принадлежит со­вершенствованию деятельности педагогического коллектива в целом, научной организации его труда [7; 13]. Особое значе­ние, с нашей точки зрения, имеет воспитание в коллективе не­формального отношения к выполнению всеобуча, осознание ответственности за формирование познавательных интересов школьников, за уровень их познавательной самостоятельности. Многими авторами рассматриваются вопросы совершенствова­ния программ и учебников. Высказываются соображения о необ­ходимости выделить в содержании учебных предметов материал для разных уровней усвоения, помимо обязательного предусмот­реть дополнительный материал, предназначенный только для ознакомления [65; 93].

Другие авторы выделяют: 1) минимум программного мате­риала; 2) основной материал в полном объеме; 3) основной ма­териал плюс углубляющий его [34]. О различной глубине усвое­ния материала говорит и Л. В. Занков, имея в виду преодоление неуспеваемости в начальной школе [75]. Частично эти идеи реализованы в действующих учебниках, в которых даются на­ряду с обязательными дополнительные задания. Мы полагаем, что совершенствование программ этим не может ограничиться. Необходимо значительное уточнение и дополнение их содержа­ния. Должны быть указаны разные виды знаний, в том числе знания о способах действия, сформулированы требования к опы­ту творческой деятельности. В программах должны быть четко сформулированы основные мировоззренческие идеи, определяю­щие воспитательное значение учебного предмета, и показаны пути систематизации знаний учащихся под углом зрения этих идей. Программы, по нашему глубокому убеждению, должны содержать минимум требований, отвечающих задачам школы. Кроме уровня обязательных требований должно быть указано и то желательное превышение минимума, к выполнению которого надо стремиться, сообразуясь с интересами и способностями уча­щихся.

Необходим и новый критерий оценок, адекватный современ­ному содержанию образования, в первую очередь общий (типо­вой) критерий, который должен лечь в основу тех, которые раз­рабатываются для каждого учебного предмета в отдельности. В соответствии со структурой содержания образования этот критерий должен характеризовать не только изложение знаний, но и оперирование ими в различных видах деятельности. Оценке должны подлежать три компонента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности. Шкала критерия оценок должна строиться иначе, чем это принято. Построение этой шкалы долж­но соответствовать разделению требований программы по двум уровням: обязательному и превышающему обязательный. Вы­полнение первого должно оцениваться отметкой «удовлетвори­тельно» (балл «3»), невыполнение — отметкой «плохо» (балл «2»), то или иное превышение требований — отметками «хоро­шо» и «отлично».

Перейти на страницу: 1 2 3 4