Понятие ДЦП.

У детей с ДЦП при недостаточности предметных действии недостаточ­но развито предметного восприятие, а предметные действия невозможны без развития и совершенствования общей моторики. В результате пред­метной деятельности происходит развитие осязания.

Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных условий связей, особенно зрительно-моторных.

Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет ог­ромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространст­венные нарушения у детей с церебральными параличами

Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских ве­личин (А. Л. Добронравова, 1967).

Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях соб­ственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием про­странственного восприятия. У больных нарушения пространственного восприятия могут проявляться в сочетании. У них трудно формируются по­нятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудно­сти в усвоении письма, чтения, счета. Наряду со зрительным и кинестети­ческим восприятием в развитии пространственного представления имеет значение деятельность слухового анализатора.

У ребенка с церебральным параличом в силу недостаточности слухово­го восприятия, недоразвития общей моторики может иметь место недоста­точность пространственно-различительной деятельности слухового анали­затора, что тоже затрудняет развитие пространственного представления.

Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллекту­ального развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая при этом своей несостоятельности. Пальцевая аг­нозия иногда сочетается с невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать человека, особенно его лицо и руки.

Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особен­ностью этого письма может быть его зеркальность.

Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи.

Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром Литтля). По мере проведения ле­чебно-педагогических мероприятий эти процессы могут быть обратимыми.

Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, стра­дающих церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие. Патология зрительно­го и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме того, частые явления при этом заболевании -недостатки в развитии речи, что нарушает коммуникативность, обобщаю­щие и регулирующие функции речи.

Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в пато­генезе психических нарушений, а именно - недостаточность коммуника­тивных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематиче­ского обучения. Реакция на свое инвалидизирующее хроническое заболе­вание, неправильное поведение родителей, чрезмерно опекающих или, на­оборот чересчур требовательных к своему больному ребенку, могут раз­вить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в дру­гих - реакцию протеста, негативизм, упрямство.

Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целена­правленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностиче­ски благоприятных, нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компо­ненты дефекта развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5