Понятие ДЦП.

- интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др.,

- кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,

- осложнения после прививок,

- при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия…

Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор .

На практике часто встречаются сочетания различных вредоносных факторов. В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой (), в которую включены собственные

данные автора и элементы классификации Д.С.Футера () и М.В.Цукер ().

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:

- двойная гемиплегия,

- спастическая диплегия,

- гемипаретическая форма,

- гиперкинетическая форма,

- атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП, ха­рактеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием спе­циального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, пись­ма и рядом трудовых навыков

При спастической диплегии возможно преодоление психических и ре­чевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.

Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наибо­лее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - прак­тически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллек­туального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутст­вующих синдромов, что приводит к невозможностью их воспитания и обу­чения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спасти­ческую диплегию.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильст­венных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных дви­жений.

Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и соци­альной адаптации.

Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы ха­рактерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблю­даются речевые расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.

Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофи­ческих расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая.

Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других фор­мах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нужда­ется в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный пара­лич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболева­ния в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательной сферы (Семенова К. А., Махмудова Н. М, 1979).

Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуют­ся не только паретичностью, нарушением тонуса мышц, наличием насиль­ственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конеч­ностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде не­точности движений рук. Все эти двигательные расстройства с возрастом имеют тенденцию к усилению. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному фор­мированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5