Дидактические игры – как средство обучения

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называе­мое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединя­ются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необхо­димо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происхо­дит процесс « .разрушения дидактической игры как особого сред­ства образовательной работы .»[2].

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

«Угадай, что где растет»

Уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообрази­тельность, память.

Дети стоят в кругу. Учитель (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответст­вующее растение.

«Когда это бывает?»

Уточнить знания детей о различных сезонных измене­ниях в природе. Развивать умение детей классифициро­вать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.

Учитель (или ребенок) под­нимает картинку с изображе­нием какого-либо сезонного яв­ления (например, листопад). Дети быстро поднимают квад­рат соответствующего цвета (желтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие дру­гие явления бывают в это вре­мя года.

При использовании дидактической игры учитель должен следовать определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», - требует от ребенка не только пред­метного действия, но и его объяснения.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему Зима – лето». Правильно распределяя картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, учитель дол­жен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнитель­ные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бы­вает», «Видел ли ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.

Перейти на страницу: 1 2