Переключение.

Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного подростка переводится в социально значимую сферу деятельности с использова­нием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в не­давнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами, которые грабили про­езжих крестьян. Колонисты охраняли склады и сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не выдавать» трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не жаловаться, а самим преодо­левать трудности. Ученическое самоуправление в коло­нии тоже основывалось на авторитете лучших, опыте старших, хотя их называли командирами, а не вожаками.

Чем же характеризуется метод переключения? В пер­вую очередь меняется социальная мотивация деятель­ности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается совсем противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.

Наиболее эффективна моти­вация по принципу контраста: в колонии имени А. М. Горького бывшим ворам доверяли получать про­дукты и деньги. При этом постоянно подчеркивалось уважение к личности колониста, его возросший статус в коллективе, ответственность перед товарищами, его колонистский авторитет. При такой мотивации происхо­дит коренная перестройка мотивов деятельности и пове­дения.

Далее, важно частично использовать в новой деятельности воспитанника его прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.

Так, например, иногда даже при несформированности социальных моти­вов воспитанники А. С. Макаренко, тем не менее, актив­но участвовали в колонистской жизни, потому что они могли применить там свою находчивость и силу, неуем­ную энергию и спайку.

Нелегко давался колонистам тяжелый сельскохозяйственный труд, работа в саду и в поле. Но какие мотивы ими двигали!

Собственными руками создать сказочную жизнь, воплотить мечты в реальность, получить специальность, почув­ствовать вкус впервые выращенного ими хлеба.

Вот это использование имеющихся природных и приобретенных сил и способностей в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и себя лично деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А. С. Макаренко.

Новая мотивация как бы цементировала, скрепляла весь положительный фонд личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали такую духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему поведению.

В методе переключения особое значение имеют возрастные особенности.

В сущности, многим подросткам свойственны самостоятельность, общительность, стрем­ление к лидерству, к самоутверждению, потребность в самовыражении. Любая деятельность, в которой эти возрастные потребности и стремления проявляются и удовлетворяются, может служить основным содержа­нием социально деятельности, облегчающей перестройку мотивов поведения, изменяющей конкретные действия и поступки.

Наконец, переключение возможно только в здоровом детском коллективе, который способен поддерживать индивидуальные воздействия воспитателя на трудных подростков, вовлечь группы детей с определенными нравственными пробелами в социально ценную деятель­ность, в систему ответственных зависимостей

.

Для успешного осуществления метода переключения необхо­димо выполнять следующие требования:

1. Хорошо изучить подростка и наметить перспектив­ные линии развития на основе социально ценной дея­тельности, включающей воспитанника в систему ответ­ственной зависимости в коллективе.

2. Выяснить обстановку в детском коллективе, определить направленность общественного мнения, скор­ректировать внимание ребят на интересное для всех и социально полезное дело, увлечь работой, как это делал А. С. Макаренко, вовлекая воспитанников в производи­тельный труд или готовя их к летнему походу по стране, т. е. создавая коллективные перспективы.

Перейти на страницу: 1 2 3