Практическая методика изучения имени существительного

5. За насмешницей-сорокой с лаем прыгает Дружок. (Е. Трутнева.)

6. Дед Морозко на крылечке оттоптал все каблуки. (Е. Трутнева.)

7. Тихо-тихо сидят снегири на свету меж стеблей прошлогодней кра­пивы. (Н. Асеев.)

8. Под утро снегом поле забелело. (И. Суриков.)

9. Белый снег, пушистый, в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков.)

10. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

(С. Есенин.)

11. Закатным пожаром дымится кедровый загадочный бор. (Л. Кондарев.)

12. На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин.)

1.3. И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин.)

14. От скрипа лыж поднялась в кустах снегириная стая. (В. Песков.)

15. У самой верхушки свисают гроздья розовых шишек. (В. Песков.)

16. Елка в темном махровом платье гордо идет через лес. (В. Песков.)

17. Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. (М. Пришвин.)

18. Забилась брусника под рыжие стебли травы. (Л. Кондарев.)

Контрольная работа

(10 карточек— 10 вариантов работы)

I. 1. Запишите примеры (не меньше пяти) одушевленных имен существительных.

2. Почему в слове плащом пишется -ом, а в слове рощей - -ей? Запишите еще два-три примера на каждый случай.

II. 1. Запишите по три примера существительных на -ий, -ия, -ив. К какому склонению относятся записанные слова?

2. Какая часть речи называется именем существительным? На какие вопросы оно отвечает?

III. 1. Запишите пять существительных 3-го склонения. Про­склоняйте одно из них. Какие окончания имеют эти существи­тельные?

2. Запишите четыре существительных, которые имеют форму только множественного числа.

IV. 1. Запишите пять существительных 1-го склонения. Поставьте их в родительном, дательном и предложном падежах 1-го склонения единственного числа. Запишите примеры существительных, которые в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -и.

2. Запишите четыре существительных, которые имеют формы только единственного числа.

V. 1. Запишите пять существительных 2-го склонения в имени­тельном и предложном падежах единственного числа. Запишите два примера существительных 2-го склонения, которые в предложном падеже оканчиваются на -и.

2. Запишите два-три примера собственных наименований.

VI. 1. Запишите пять существительных с шипящей на конце. Когда в существительных после шипящих пишется ь?

2. Запишите предложение, где существительное выступает в роли сказуемого.

VII. 1. Какие падежи называются косвенными? Запишите падежные вопросы и «верные» предлоги.

2. Запишите предложение, где существительное выступает в роли дополнения.

VIII. 1. Запишите примеры существительных на каждое склонение.

2. Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?

IX. 1. Запишите пять существительных на -ие и -ье. Какие окон­чания имеют эти существительные в предложном падеже единст­венного числа?

2. Запишите предложение, где существительное пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

X. 1. Запишите пять существительных на -ия и -ья. Какие окончания имеют эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?

2. Запишите предложение, в котором обращение выражено име­нем существительным собственным.

Перейти на страницу: 1 2 3