Практическая методика изучения имени существительного

При изучении имени существительного Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения[1].

Диктант с продолжением

Напишите, какие книги есть у вас дома, какие книги стоят (или их можно было бы поставить) в первом ряду книжной полки, как у Ю.Нагибина.

Я начал собирать книги еще школьником. С тех пор у меня скопилось так много книг, что они едва умещаются на книжных полках. И вот мне пришлось поставить их в два ряда. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я поставил самых любимых авторов, любимые произведения.

И вот сейчас я с некоторым удивлением и радостью обнаруживаю, что в этот первый ряд попало множество книг, приобретенных в детстве. Книги, которые я полюбил еще школьником, оказались и по сию пору в числе моих самых верных и надежных друзей. (85 ел.)

Следующие абзацы читаются, но не диктуются.

На меня смотрят разноцветными корешками свифтовский «Гулливер» и «Робинзон Крузо» Дефо, «Дон-Кихот» Сервантеса и «Тиль Уленшпигель» Шарля Де Костера, Майн Рид и Фенимор Купер, Марк Твен и Джек Лондон, Вальтер Скотт и Александр Дюма и уж, конечно, Пушкин, Лер­монтов, Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Горький.

В этом нет ничего удивительного. Книги великих писателей тем и велики, что сопровождают человека всю жизнь, от ранних лет до глубокой старости. Каждый возраст находит в этих книгах что-то близкое ему. (Ю. На­гибин.)

Контрольная работа (ответы на вопросы-задания)

1. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли сказуемого. Укажите его падеж.

2. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли обращения. Укажите падеж.

3. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только множественного числа.

4. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только единственного числа.

5. Запишите два примера существительных собственных, которые заключаются в кавычки.

6. Запишите собственные наименования нашей Родины.

Контрольная работа

1. Запишите три примера имен существительных 2-го склонения в именительном падеже, затем поставьте и запишите их в форме предложного падежа.

2. Запишите два существительных на -ия и на -ея в предложном падеже единственного числа.

3. Запишите названия косвенных падежей и падежные вопросы.

4. Запишите два-три примера «верных» предлогов.

5. Запишите два-три примера существительных, у которых на конце пишется ь после шипящих.

6. Запишите два примера существительных, у которых в окон­чаниях после шипящих пишется о.

7. В каком случае для написания и в окончаниях имен суще­ствительных не нужно знать склонения?

8. В каком случае для написания и в окончаниях имен суще­ствительных достаточно знать только склонение?

Карточки для разбора

1. Выпишите любые два-три существительных и разберите их.

2. Выпишите все существительные и разберите их. Дополнительное задание: синтаксический разбор предложения (общая характеристика предложения, разбор по членам).

1. Зашумела, разыгралась в поле непогода; принакрылась снегом глад­кая дорога. (И. Никитин.)

2. Проносятся мальчишки угорело на лыжах от села и до реки. (Н. Гри­бачев.)

3. Солнце пестрые узоры разбросало по стене. (Е. Трутнева.)

4. Иней синим бисером на окне блестит, над столом висячая лам­почка коптит. (И. Бунин.)

Перейти на страницу: 1 2 3