Словообразование имен существительных

В задачи изучения данного раздела входит закрепление и со­вершенствование умения учащихся осознанно членить по составу существительные с разным значением словообразовательных мор­фем (разбор существительных со значением лица, конкретного предмета, с отвлеченным значением, со значением эмоциональной оценки); формирование на этой основе орфографических навыков, связанных с правописанием приставок и суффиксов существи­тельных.

Общие сведения о способах словообразования, уже знакомые учащимся, конкретизируются применительно к имени существи­тельному. Внимание учащихся сосредоточивается на группировке слов по значению словообразовательных суффиксов.

Каждый из них учащемуся полезно знать «в лицо», чтобы уметь ихвыделять и правильно писать.

Не все из указанных в первой части параграфа суффиксов изучаются на последующих уроках в орфографическом плане. В связи с этим уделим больше внимания таким суффиксам, для написания которых нет специальных правил и орфографический облик которых следует запомнить (писатель, верность, доброта, отечество).

Выполняя упражнения этой части раздела, учащиеся практи­чески осваивают терминологические сочетания исходное слово и словообразовательная морфема,

Организуя работу над словами, помещенными на полях Сборника, с точки зрения способов их образования, можно создать проблемную ситуацию при помощи таких вопросов и заданий:

1. Для чего разные слова объединены в одной записи? Какую мысль это передает? 2. Какой вывод о словообразовании имен существительных можно сделать, рассмотрев слова на полях Сбор­ника? 3. Найдите тот абзац, которому соответствует запись на полях Сборника. Проиллюстрируйте этими словами свое изложение материала Учебника (при сопоставлении содержания упражнений с материалом Учебника заостряется внимание на логике изложения теорети­ческих сведений, проверяется их

осознание и усвоение, формиру­ются умения самостоятельно осмысливать языковой материал). При выполнении упражнений выявляются «орфографические точки», связанные как с повторением ранее изученных орфограмм, так и, прежде всего, с освоением написания суффиксов сущест­вительных.

Основой усвоения этого учебного материала является осозна­ние и запоминание правила.

Развитию памяти учащихся способствуют как разнообразные средства контроля, так и приемы работы, облегчающие запомина­ние. Это четкая логика объяснения нового материала; сопо­ставление явлений, категорий, правил; соревнование: кто быстрей, кто лучше запомнит; графическое обозначение признаков орфо­граммы; мнемонические (облегчающие запоминание) приемы при освоении формулировки правила; разнообразная наглядность: таблицы, схемы, выявляющие логику правила, и т. д.

На этапе тренировки в применении правила формируется необ­ходимый орфографический навык.

Исходя из сказанного, в практическом материале Сборника прежде всего выделяются упражнения, помогающие усвоению и запоминанию правила, а затем — способствующие выработке навыков. Упражнения второй группы при планировании урока располагаются в той последовательности, какая необходима для отработки и закрепления основных пунктов правила (логику пра­вила учащиеся должны чувствовать и в организации тренировоч­ной работы).

Необходима систематическая (ежеурочная) тренировка в мор­фемном разборе как важнейшей части орфографической подго­товки. Для этого используются в первую очередь слова, в которых учащиеся допускают ошибки, а также другие слова разных частей речи, желательно многоморфемные. Целесообразно и самих уча­щихся привлекать к подбору слов, интересных для морфемного анализа. Например, слов с историческим корнем, с исконным (прежним, старинным) значением корня, проясняющим (при сопо­ставлении родственных слов) жизнь слова в языке: усвоить — «сделать своим», различные — «с разными лицами», стрелять — «посылать стрелу», ошеломить — «ударить по шлему», разум­ный — от умный, осознание — от знание и т. д. К числу инте­ресных для разбора можно отнести и слова, прежнее родство которых открывается благодаря знанию чередования звуков. На­пример: воротник и вратарь, полотно и платок, бережливый и небрежный, переворот и превращение, наволочка и облако, волокита и увлечение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4