Из истории оформления тематических выставок

Во время Великой Отечественной войны выставочная деятель­ность, как и все усилия советского народа, была подчинена основной цели — разгрому врага. Выставки, "большие и малые, оформленные с помощью художников и без них, поднимали боевой дух советских людей, помогали показать всю мерзость идеологии нацизма, полное превосходство советского образа жизни, воодушевляли людей на самоотверженную борьбу до полной победы над врагом. В военные годы организовывалось множество выставок, часто это были выставки трофеев. Осмотр сбитых фашистских самолетов, разбитых пушек, танков и другого поверженного вражеского оружия производил огромное впечат­ление. Такие выставки вселяли уверенность в возможность уничтожения сильного врага со всей его первоклассной; брониро­ванной техникой.

Крупные выставки трофеев устраивались в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в 1941 году, в Ленинграде, Минске, Тбилиси — в 1944 году, Ростове-на-Дону и Кенигсберге—в 1946 году.

В послевоенный период, в последующие десятилетия значение тематических выставок постоянно возрастало. Решение задач восстановления и подъема народного хозяйства требовало широ­кой пропаганды, популяризации лучшего опыта, производствен­ных достижений и т. п. Много открывалось выставок народно­хозяйственного направления. Новые страницы были вписаны в историю развития оформительских решений ВВЦ.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные па­вильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество — обозримость всего интерьера выставки.

Характерной чертой начала этого периода является выдвиже­ние натурных экспонатов в качестве главных, определяющих весь образный строй выставки (иногда они заменялись предмет­ными изображениями— макетами, диорамами, панно).

Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предмет­ных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).

Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, кон­центрации зрительского внимания.

Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Худож­ники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление вы­ставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлет­ворить потребности многочисленных выставок, подготавливав­шихся у нас в стране и за рубежом.

Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).

Во всех художественно-оформительских решениях просмат­ривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содер­жанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматурги­ческие ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.

Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разно­образные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7