Из истории оформления тематических выставок

На первых занятиях нужно познакомить школьников с основ­ными направлениями развития оформительского искусства, с той ролью, какую играет наглядная агитация, и в частности тема­тические выставки, в развитии мировоззрения людей, в практике построения общества.

В педагогической литературе указывается на большое значе­ние использования различных средств наглядности. Великий рус­ский педагог К. Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгла­дились бы быстро».

Наглядные средства имеют значение не только для органи­зации учебного процесса в школе. Они находят широкое примене­ние при решении самых разнообразных вопросов — производст­венных, политических, идеологических, культурно-просветитель­ских.

Современная наглядная агитация своим истоком имеет ленинский план монументальной пропаганды.

Из воспоминаний А. В. Луначарского известно, что в беседе, которая, по предположению историков, состоялась между 15 мар­та и 8 апреля 1918 года, В. И. Ленин предложил активно исполь­зовать различные виды изобразительного искусства для разъясне­ния целей революции.

В. И Ленин высказал мысль украсить наиболее оживленные площади и улицы городов художественно оформленными текста­ми, содержащими основные идеи и лозунги марксизма, дающими оценку тому или другому историческому событию. Также он рекомендовал самым широким образом организовать работу мастеров искусства по созданию много­численных памятников, которые необходимо было использовать для агитационно-пропагандистской работы среди населения. Эти мероприятия были названы «мону­ментальной пропагандой».

Рассказ о претворении художниками ленинской идеи в жизнь можно построить интересно и увлекательно для ребят. Сохрани лось достаточное количество разнообразных материалов, которые можно использовать при подготовке к такому рассказу

На основе предложении, разработанных В. И. Лениным, 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Декрет поручал особой комиссии при СНК определить, какие памятники, не представляющие исторической или художественной ценности, должны быть сняты. Комиссии предлагалось также «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической рево­люции». Кроме того, декретом предусматривались организация художественного оформления городов к революционным празд­никам и всенародным гуляниям; замена старых названий улиц, эмблем и гербов, отвечающими мировоззрению побе­дившего народа.

Воодушевленные размахом намеченных мер, художники стремились в своих проектах отобразить всемирно-историческое значение событий, происшедших в России в октябре 1917 года.

Сведения об этом периоде могут быть очень интересными, так как именно в первые годы после Октябрьской революции начали закладываться традиции массовых политических праздни­ков, которые в дальнейшем, развиваясь и обогащаясь под влиянием успехов Советского государства, вошли в уклад нового общественного быта.

К работе над оформительскими проектами были привлечены выдающиеся художники и архитекторы: К. Петров-Водкин, В. Шухаев, Б. Кустодиев, М. Добужинский, В. Мешков, Э. Штальберг, Л. Руднев, Д. Иофан и др.

Ленинский план монументальной пропаганды положил начало возникновению разнообразных форм изобразительно-агитацион­ной работы. Ведущее место среди них занимают тематические выставки. За годы Советской власти выставочная деятельность достигла большого размаха. Широкой известностью пользуется у советских людей Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве(теперь ВВЦ- всероссийский выставочный центр), подобные выставки работают и во всех союзных республиках, регулярно открываются советские павильоны на международных выставках, нередко различного рода между­народные конференции и симпозиумы проходят на фоне специаль­но организованных экспозиций, международные торговые согла­шения заключаются после просмотра соответствующих экспона­тов в выставочных залах и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6