Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся рече­вых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) ка­кого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность при­знаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер от­клонений в функционировании процессов и операций, обуслов­ливающих возникновение и развитие нарушений речевой дея­тельности.

Патогенез нарушении речи — это патологический меха­низм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, ко­торые находятся в причинно-следственных отношениях с первы­ми, а также системные последствия. Различная структура рече­вого дефекта находит свое отражение в определенном соотно­шении первичных и вторичных симптомов во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «раз­витие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ре­бенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление или ослаб­ление симптоматики нарушений речи (бытующие термины «ус­транение», «преодоление речевых нарушений»).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная пе­рестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная сис­тема. Развитие и восстановление несформировавшихся и нару­шенных речевых и неречевых функций осуществляются на осно­ве применения специальной системы логопедического воздейст­вия, в процессе которого формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, вклю­чающий активную познавательную деятельность детей по усвое­нию знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образователь­ную, воспитательную и развивающую функцию в их органичес­ком единстве.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, ор­ганизованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями обще­ства.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями ре­чевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедичес­кой работе используется восстановительное обучение, кото­рое направлено на восстановление нарушенных речевых и нере­чевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохран­ное звено функции и перестройка всей функциональной систе­мы. Термин «восстановление речи» используется для обозначе­ния обратного развития нарушенной речи при афазии.

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправ­ление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, пси­хологических особенностей заикающихся).

Перейти на страницу: 1 2