Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Обязательным условием выделения и функционирования лю­бой науки является наличие в ней собственного понятийно-кате­гориального аппарата.

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые ва­рианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными пси­хофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определя­ется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, при­нятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механиз­мов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной тео­рии расстройство речи есть нарушение вербальной коммуника­ции. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляю­щиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особеннос­тями:

1. Не соответствуют возрасту говорящего;

2. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и вы­ражением незнания языка;

3. связаны с отклонениями в функционировании психофизио­логических механизмов речи;

4. носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5. требуют определенного логопедического воздействия в за­висимости от их характера;

6. часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать рече­вые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее времен­ных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обус­ловленных территориально-диалектными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также тер­мины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, откло­нение от нормы в процессе функционирования механизмов ре­чевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматичес­кого строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры пред­ложения. Нарушение грамматического строя речи характеризу­ется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено форми­рование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грам­матического строя). Общее недоразвитие речи может иметь раз­личный механизм и соответственно различную структуру дефек­та. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характе­ризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. Кроме того, в большинстве случаев при этом на­рушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нару­шения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замед­ление темпа, при котором уровень речевого развития не соот­ветствует возрасту ребенка.

Перейти на страницу: 1 2