Связь логопедии с другими науками

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-нев­ропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах мо­гут наблюдаться различные нарушения психической деятельно­сти: отставание психического развития, поведенческие и эмоци­ональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых рас­стройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной сис­темы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компетенцией врача-психоневро­лога. Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интел­лекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, про­водит соответствующее лечение.

Эти данные имеют важное значение для правильного педаго­гического анализа речевого нарушения и организации логопеди­ческой работы, выбора профиля специального учреждения.

Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой со­зревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она соче­тается со специальным медикаментозным лечением, стимулиру­ющим созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач-психоневролог. В некоторых случаях речевые на­рушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышен­ной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит специального лечения.

Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение при­вычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении; только совместная работа врача-психоневролога и ло­гопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педа­гогической наукой, свои задачи она может успешно решать толь­ко в связи с медицинскими науками и прежде всего невропато­логией и детской психиатрией.

Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том чис­ле и детей с речевыми расстройствами, строится на основе зна­ний о строении нервной системы, ее функций и особенностей развития.

Логопед должен знать неврологические основы речевых рас­стройств, быть ориентирован в вопросах детской психопатоло­гии, иметь представление о наиболее частых формах психичес­ких нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития. Эти знания помогут ему правильно определить структуру речевого наруше­ния, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обуче­ния и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности.

Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой оли­гофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диаг­ностика нарушений речи при снижении слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой фун­кции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особеннос­тей психического и сенсомоторного развития.

Данные медицинских наук помогают логопеду правильно по­дойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и диф­ференцированного логопедического воздействия при устране­нии различных форм речевых нарушений. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы спе­циальных учреждений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5