Связь логопедии с другими науками

Третий блок включает кору передних отделов больших по­лушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности под­корковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного со­стояния всей системы в соответствии с поставленными задача­ми деятельности.

Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем каждый блок принимает определен­ное, специфическое участие в речевом процессе.

Выделение и дифференциация значимых акустических при­знаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью кортикальных аппаратов речеслухового анализа­тора, куда входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (зона Вернике), которые связаны с нижни­ми отделами постцентральной и премоторной области коры.

Процесс артикулирования, моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата. Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отдела­ми постцентральной области (кинестетический аппарат) и ниж­ними отделами левой премоторной области (кинетический аппа­рат). В постцентральной области происходит ана­лиз кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата. В премоторной области организуются моторные программы речевого акта, создаются серии нервных импульсов, кинетические модели, обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.

Выбор языковых единиц и их комбинирование, процессы коди­рования смысла в речевую форму невозможны без участия на­иболее высоко организованных структур коры головного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной обла­сти. Третичные отделы коры головного мозга обеспечивают перевод последовательно выступающей акустико-моторной информации в смысловые схемы и образы. В теменно-затылочной области коры формируются также схемы, обозначающие пространственные отношения.

В процессе же письменной речи принимают участие и раз­личные отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.

Таким образом, различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его учас­тка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процес­са дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необ­ходимы эти данные для дифференциальной диагностики различ­ных форм расстройства речи (афазий) при локальных поражени­ях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро­патологией, психопатологией, клиникой олигофрении, пе­диатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только опре­делить этиологию нарушений, но и позволяют правильно соче­тать логопедическую работу с медицинским воздействием (ме­дикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оператив­ным вмешательством и др.). Эти данные являются необходимы­ми при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, рас­стройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения голосовых складок и др.). Ус­транение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нор­мального физиологического функционирования голосового ап­парата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5