Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Автор считает, что включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оцени­вать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, соз­давая объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым, осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [34].

Рогов Е.И. считает, что родители агрессивных детей часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве слу­чаев, говорит он, это бывшие агрессивные дети, которые передают свои пси­хологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности, пси­холог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями. Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей, стремиться стабилизировать ее…

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на детей. Они считают агрессивных детей неблагодарными, ожидают, что в ответ на их раз­дражение и упреки дети будут раскаиваться, испытывать чувство вины, про­сить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители оз­лобляются, считают детей «скверными», «испорченными». Необходимо вы­звать жалость к детям со стороны их родителей, показать, что агрессивные дети – это всегда в первую очередь несчастные дети…

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном дет­стве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском воз­расте…

В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к детям до рождения и в первые месяцы их появления. Если дети с самого начала были нежелательны, то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко оговоренному, совместно с родителями.

Что касается самих детей, то коррекция агрессии у них, по мнению ав­тора, должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекцион­ные действия могут направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения детей. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к аде­кватному восприятию агрессивных реакций детей.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоцио­нально-мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны быть направлены на не подкрепление (т.е. не закрепление) агрессив­ных действий детей.

Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто встречается «замкнутость». Замкнутость – нарушение, проявляющееся в су­жении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социаль­ных отношений.

Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей.

Рогов Е.И. считает, что суть коррекционной работы с замкнутыми детьми составляют действия по расширению их возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого используется имеющаяся эмоциональная связь детей с одним из роди­телей, а также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутые дети похожи на закрытую комнату, в которой открытым остается лишь одно маленькое окно (контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту возможность, но, главное, даже если она не прине­сет положительных результатов – в силу каких-либо причин – психолог дол­жен, по крайней мере, не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления контакта [31].

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса станов­ления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с от­клонениями в этом процессе. Но эти отклонения – вовсе необязательно не­нормальность, что-то болезненное, патологическое. Просто в подростковом возрасте некоторые черты характера, еще не сглаженные жизненным опытом, выступают слишком заметно [Личко].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6