Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – «поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической дея­тельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответ­ствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внима­ния, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведе­ние, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической дея­тельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к раз­личным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом разви­тии ребенка.

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекоче­вало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. Дальше речь пойдет только о нормальном детстве. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, на­рушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает ка­кого-то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из по­нимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступа­тельном процессе становления личности. Реализация потенциальных воз­можностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии в по­следующих возрастных ступенях.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального дет­ства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотива­ционном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каж­дого ребенка.

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране осно­ваны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных по­ложения о том, что личность – это целостная психологическая структура, ко­торая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им обще­ственных и нравственных норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо­жович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элбконин и др.) [28].

Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулиро­вать практическую работу с ребенком.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6