Психолого–педагогическая помощь семье в улучшении взаимоотношений родителей и детей.

Упражнение 2. «Дискуссия».

Упражнение 3. «Сценка» (работа с мимикой и пантомимикой).

В заключение обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие сравнивается участниками с первым. Дается возможность проанализировать полученные изменения.

Выводы по главе 2.

В данной главе нами были приведены методы исследования эмпатии родителей младших школьников, а также изучения семейных взаимоотношений с помощью проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Как мы отмечали, психодиагностическая работа была начата с проведения бесед о семейных взаимоотношениях в ходе проведения тематических родительских собраний. После этого, для более детальной психологической консультации, обратились тринадцать родителей. Все родители жаловались на непослушание, негативизм детей, отсутствие взаимопонимания. Диагностика была продолжена с помощью «Опросника изучения эмпатии Меграбяна». Выяснилось, что большинство родителей обнаруживают средний или низкий уровни развития эмпатических тенденций и тенденции к присоединению: средний уровень – 38,5%, низкий – 61,5%. Лишь сенситивность к отвержению развита более высоко: 30,8% - высокий уровень, 23% - средний. Таким образом, мы видим, что у родителей преобладает низкий уровень эмпатии. Но, несмотря на это, достаточно высокий уровень сенситивности к отвержению позволяет предположить эффективность намеченных нами коррекционно-развивающих мероприятий.

Параллельно велась диагностическая работа с детьми. Выяснилось, что уровень эмпатии отражается на эмоциональном благополучии детей в семейной ситуации. Так мы обнаружили, что у детей присутствует чувство неполноценности, «оторванности» в эмоциональном плане от родителей, увеличение или уменьшение количественного состава семьи и т. д. Анализируя рисунки, мы пришли к выводу, что у большинства детей наблюдается тревожность, замкнутость, в некоторых рисунках прослеживаются признаки агрессивности.

Основываясь на полученных данных, мы сочли целесообразным проведение коррекционно-развивающих занятий как с детьми, так и с родителями. С детьми нами был проведен полный курс занятий, включающих элементы тренинга, психогимнастики, игр, и направленных на коррекцию эмоциональных неблагополучий и развитие коммуникативных навыков, формирование эмпатических тенденций.

Занятия с родителями продолжаются. В данной главе мы привели пример упражнений, которые мы используем в работе с родителями. Данные занятия строятся по типу тренинга. Так называемые практические занятия перемещаются с лекционными занятиями. Хотя лекции, как таковые, родителям не читаются, а работа ведется в форме семинаров, бесед, с использованием методов активного обучения.

И хотя мы не можем подвести количественный итог, на наш взгляд целесообразно привести отзывы родителей и детей. Например, родители считают, что «кажется, я стала смотреть на своего сына с другой точки зрения», «я понял, что дочка не старается делать что-то мне назло», «оказывается мой ребенок добрый, а я считал его маленьким монстром». На наш взгляд, результаты уже появились, теперь важно их закрепить. Но большую роль в полученных результатах сыграли занятия с детьми. Дети считают, что «мы с мамой еще больше подружились и мне не страшно отвечать у доски», «у нас дома стали меньше ссориться и меня не ставят в угол», «я не боюсь теперь говорить папе о плохих оценках – меня больше не бьют». Учителя также отмечают изменения в детях: они стали более спокойными, уверенными в себе, у некоторых улучшились взаимоотношения со сверстниками.

Но работу необходимо продолжать и мы надеемся на успешное сотрудничество с родителями и детьми и в дальнейшем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4