Информатизация учебного процесса

Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечи­вающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гаран­тирующих достойное место в информационном обществе. Она выпол­

от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решаю­ще воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской де­ятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накоп­ленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого сло­ва: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которо­му присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», пола­гает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)

Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многознач­ным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам , накопленным народами, странами, человечеством.

Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусст­во, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме инфор­мационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествозна­ние и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистиче­ской парадигме мир — это единство реального и духовного миров, по­знание мира и умом и сердцем.

Образование через передачу информации, достижение ее

понима­ния и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование все­гда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисцип­лин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть.

К основным чертам информационной цивилизации относят следую­щие процессы:

• сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;

• нарастание интенсификации информационного обеспечения произ­водства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;

• внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства;

• развитие в государстве взаимодействия пяти независимых

ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви;

• стремительное возрастание динамизма экономики;

• стирание старых границ между социальными категориями и воз­никновение новых границ между «быстрыми» и «медленными» эконо­миками;

• увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;

• рост успехов в охране природы.

Наиболее общей концепцией информатизации в плане общественно-политическом и социально-экономическом выступает концепция инфор­мационного общества. Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда, О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемного общества взаимодействия и кон­сенсуса, т. е. общества более высокого уровня потребления, общест­ва всеобщего благоденствия, общества когнитариата и информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Эта концепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает много возражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относится в плане построения и функционирования такого общества, скорее, к области современного мифотворчества. В реальности глобаль­ные сети распространения культуры и знаний одновременно заняты «про­мывкой мозгов», ведением информационных войн, сочетанием инфор­мации с клеветой и дезинформацией, компьютерными преступлениями и порнографией.

Казалось бы, на первый взгляд информационная цивилизация долж­на превратить всех людей в технократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружает познавательные возможно­сти человека, его духовный мир. И любые образовательные системы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в усло­виях неопределенности и вооруженных информационными семантиче­скими моделями, или перерастают в них полностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9