Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать учебный процесс.1

В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного образования.

В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В 1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.

В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных работников.2

1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 277.

2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982, с. 111.

Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы важным достижением было коренное изменение социального состава учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда образование получали в основном представители привилегированных классов, в 20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В 1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%, крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной демократизации состава студенчества.1

Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной работе «более миллиона культармейцев».3

_

1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 248.

3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 249.

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1 Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг – кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс, бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с. 139.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.: «Наука», 1967, с. 632.

3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.: «Наука», 1967, с. 634.

В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются положительно. К 1932 г. подавляющая часть взрослого населения СССР научилась читать и писать. Хотя в целом по стране успехи преодоления неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1

Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2 Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием, борясь против малейших попыток оторвать ее от задач

_

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13