Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

В 20-е годы оформилась официальная позиция государства в отношении развития новой культуры, выращенная в трудах советских теоретиков культура воспринималась как неотъемлемая часть пропагандистской машины, и, следовательно, должна была быть поставлена под партии. Взгляды на возможность свободы художественного творчества существенно разнятся от практически полной свободы у Троцкого до поставления под полный государственный контроль у его оппонента Бухарина, Луначарского и т.д. Для облегчения воздействия на массы через культуру необходимо было пресечь плюрализм в художественных объединениях, поставить их под жесткий государственный контроль. Всеми авторами признается приоритет литературы над другими формами искусства, подчеркивается значение зрелищных форм искусства. Всеми подчеркивается значение культуры в формировании нового, социалистического сознания.

Наиболее полно все аспекты становления новой пролетарской культуры изложены в трудах Троцкого Л.Д., который осознавал огромное влияние культуры в деле

_

1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.210.

формирования мировоззрения масс.

Взгляд Троцкого на культуру отличался от официальной идеологии, его труд «Литература и революция» был переведен в разряд запрещенных сразу же после выхода в 1923 г.

Рассуждения Троцкого часто напоминают сталинские характеристики культурных процессов. Сходство многих постулатов Троцкого и Сталина позволяет предположить, что их борьба была больше борьбой за личную власть, нежели борьбой за различный культурный путь развития.

Нередко Троцкий думает совсем по сталински: кто не с нами, тот против нас, главное в искусстве – политическая ориентация и содержание, а в сфере художественности, формы можно допустить и известные вольности. Так, художественная политика должна состоять в том, что все деятели культуры оцениваются с категорическими критериями: за революцию или против революции. В области художественного самоопределения необходимо, по его мнению, предоставить культурной интеллигенции полную свободу.

Задача культуры и искусства – «переплавка человека», создание человека с новым революционным сознанием.

Однако не следует идеализировать идею Троцкого о культурной политике, в ней есть и желание учесть специфику искусства, и жестокость, «мнущая тебя, подтягивая вожжи».1 Он пишет: «Есть области, где партия руководит

_

1 Троцкий Л.Д.«Литература и революция»; М.:Военная литература, 1991.

непосредственно и убедительно. Есть области, где она контролирует и содействует. Есть области, где она только ориентируется. Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и должна ограждать, содействовать и лишь косвенно – руководить. Она может и должна оказывать кредит доверия художественным группировкам, искренне стремиться ближе подойти к революции, чтобы художественно ее оформить».1 Но вместе с либерализмом он высказывал точку зрения о недопустимости самотека в литературном процессе. При этом Троцкий ужесточает требование вмешательства, доводит его до постоянства. «Совершенно очевидно, что в области искусства партия не может ни на один день придерживаться либерального принципа: «предоставить вещам идти своим ходом».2 В 20-30-е годы, считает Троцкий, «никаких готовых решений по вопросу о формах стихосложения, об эволюции театра, об обновлении литературного языка, так же как в другой плоскости – у нас нет и не может быть готовых решений …».3 Троцкий допускает появление этих решений в скором будущем.

_

1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 170.

2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 172.

3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература, 1991, с. 14

Задачи Пролеткульта Троцкий стремиться свести к борьбе за повышение культурного уровня рабочего класса. Троцкий критикует пролеткульт за то, что тот стремится идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого и насаждения «искусственной и беспомощной новой классово-полноценной культуры».1

Отмечая стадию развития советской культуры начала 20-х годов, он считает, что она «не есть еще эпоха новой культуры, а только предверие к ней».2 Становление новой культуры - боевая задача пролетариата, на выполнение которой нельзя жалеть ни сил, ни средств».3 Развитие новой культуры, по мнению Троцкого, связано с развитием всего советского государства, во многом повторяет все этапы этого развития.

В 20-е годы это было общепризнанным, и он не раз об этом говорил – считался единственным в верхнем эшелоне большевистской партии однозначным сторонником концепции пролетарской культуры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11