Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями

д)пришла-9% д)ни одного слова-22%

е)повисла-13%

ж)рассыпалась-9%

з)дохнул-13%

и)волшебница-48%

к)пеленой-30%

Как можно видеть, дети выбрали 10 вариантов различных слов, без которых, по их мнению, стихотворение стало бы некрасивым. Из этих вариантов, три – имена прилагательные, все, какие есть в этом стихотворении. Однако только один человек назвал все эти три слова, 28% назвали два прилагательных, 13% – одно, и 39% в своих ответах не указали имен прилагательных вообще. То есть школьники затруднились при нахождении эпитетов, с помощью которых лирические стихи и приобретают выразительность и красоту. Из фронтального опроса выяснилось также, что только один человек помнит определение эпитета. Но всё-таки имен прилагательных выбрали больше, чем глаголов. Радует то, что 48% учащихся выбрали имя существительное "волшебница", без которого стихотворение, действительно, потеряло бы часть своей красоты. Таким образом следует обратить внимание на терминологию учащихся, напомнить роль эпитетов в лирических стихах и почаще, при работе над ними, давать задание найти слова, без которых стихотворение потеряло бы красоту. Тогда не будет 22% тех, кто не смог найти ни одного слова.

2. Вот какие слова, по мнению детей, говорят о звуках в этом же стихотворении:

а)завыл-87%

б)дохнул-52%

в)мороз-13%

г)не нашли таких слов-9%

Только 9% учащихся не смогли выполнить задание. Совершенно верно большинство детей определили, что слова "завыл" и "дохнул" передают звуки. Но особенно интересным является ответ "мороз". А.С.Пушкин в стихотворении использовал много слов с буквой "р", тем самым передавая звук треска от мороза. Младшие школьники не знают о "звукописи", но треск был услышан и был определен его источник – мороз.

Таким образом, большинство детей с первой и второй частью задания не справились, т.е. не смогли найти изобразительные средства языка в предложенных произведениях. Но отлично выполнили третью часть задания. Тем не менее необходимо обратить внимание на отсутствие у детей умения работать с языковыми средствами, об отсутствии понятийного аппарата.

Задание 5

. Ответьте на следующие вопросы:

1.Как вы понимаете: "лирическое стихотворение"?

2.Что значит: "определите тему стиха"?

3.Какой образ представляется вам при чтении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утес"?

4.Дайте определение рифме

Цель: Выявить уровень владения понятиями.

В эксперименте приняли участие 23 школьника.

1.На данный вопрос не смог ответить никто. Были только даны два предположения: это стихи о природе, это грустные стихи.

2.Были получены следующие ответы:

а)определить тему - значит рассказать, о чем стихотворение-61%

б)не могу ответить-39%

3.Вопрос был не понят, слово «образ»- неизвестно.

4.Определение рифме дали 78% опрошенных.

Если также обратиться к выводу 4-го задания, то мы можем сделать вывод о том, что дети не владеют всеми необходимыми понятиями по данной теме.

Задание 6

. Прочитайте стихотворения "Осень" А.Твардовского, "Осень" И.Бунина и "Рожь, рожь…" А.Твардовского. Что вы можете сказать об этих произведениях?

Цель: Выявить знания особенностей лирических стихов.

Проанализировав 23 работы, мы пришли к заключению, что в них чаще всего указываются:

а)определения, характеризующие стихотворения: красивые, грустные, прекрасные, загадочные, добрые и др.

б)тема произведения: про осень, про природу.

в)краски: или которыми пользовался поэт, или, которые есть в природе.

г)размышления об авторах: поэты - знаменитые, хорошие, хотели, чтобы стихи понравились.

д)отношения к прочитанному: понравились, душа радуется.

е)качество стихотворения: много прилагательных, которые передают красоту, есть рифмы; когда читаешь, представляешь написанное, стихи передают настроение поэта.

ж)рекомендации по чтению: плавно, хорошо читать.

Таким образом, дети, не зная определения лирики (как указывалось в 6 задании), смогли выявить несколько общих черт, характерных для лирики. А именно: тематика стихотворений (про осень, природу), являющаяся одной из наиболее распространенных в школьных учебниках; наличие большого количества эпитетов ("много прилагательных"); эмоциональность (грустные, загадочные стихи).

Задание7.

Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…", соблюдая все паузы и логические ударения:

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Цель: Установить уровень владения навыками выразительного чтения лирических стихов.

Было индивидуально опрошено 12 учащихся.

Полученные результаты:

а)Соблюдены паузы, логические ударения, интонация верная-25%

Перейти на страницу: 1 2 3 4