Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями

К удивлению, строчки, которые предлагали дети, не только были неправильными, но вообще не соответствовали постановке вопроса. Несмотря на то, что у детей было время все обдумать, ответы брались ”с потолка”. Таким образом, 83% опрошенных не поняли содержание данного лирического стихотворения, хотя оно анализировалось на уроке. Возможно, дети не поняли выражений "самая легкая и самая тяжелая".

2. а)иллюстрация соответствует содержанию-100%

б)иллюстрация не соответствует содержанию-0%

Все правильно и однозначно решили нарисовать не один утес, а вместе с тучкой. На вопрос: "Почему, ведь тучка описывается только в первом столбике?", дети давали приблизительно такой ответ: "Потому что именно после тучки утес стал плакать, о чем написано в остальной части стихотворения", т.е. идея довольно сложного произведения понята верно.

3. а)"Легла волнистыми коврами…"-4%

б)"Вот север, тучи нагоняя…"-9%

в)"Идет волшебница зима…"-69%

г)"Пришла…"-14%

е)"И рады мы проказам матушки-зимы…"-4%

Ответы под подпунктами а) и б) - 13%- говорят о поверхностном восприятии стихотворения, т.к. этими строчками описывается природа, но не передается главная мысль: радость от того, что пришла зима. Подпункты в) и г) показывают сложность выбора главной мысли в этом произведении. Она заключается в том, что в первых строчках стихотворения говорится о скором приближении зимы ("идет"), а в следующих – о ее наступлении ("пришла"). Поэтому частично правы и те , и другие (83%). Но, конечно, выбор под подпунктом е) – самый верный, т.к. все стихотворение проникнуто радостью, восхищением перед красотой русской природы (и когда зима только идет, и, когда она пришла).

Итак, с первой частью задания справились единицы, вероятно не поняв вопроса, а не содержание. Тем более результаты второй и третьей части позволяют сделать вывод о способности учащихся понять, вникнуть в суть стихотворения.

Задание 3

. Дома вы прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете.

Цель: Определить уровень умения работать со стихами большого объема.

В эксперименте приняли участие 21 учащийся. Их ответы можно условно разделить на 4 группы:

а)не справились с заданием-43%

б)задание выполнено с грубыми ошибками (пропущено несколько кадров, ошибочное понимание некоторых моментов- кадров)-24%

в)задание выполнено с одной ошибкой (пропуск или ошибочное понимание одного кадра)-19%

г)с заданием справились-3%

Таким образом, результаты анализа ответов показывают, что у детей большие трудности с правильным пониманием произведений большого объёма. 43% учащихся не смогли вообще разделить стихотворение на смысловые части, 24% не поняли, что же произошло с пальмами ("пальмы стали еще стройнее…"), среди ошибок часто встречается пропуск одного или нескольких важных моментов сюжета. Как правило, это или отсутствие концовки, или той строфы, где описывается отдых путников. Конечно, следует учесть, что это стихотворение не анализировалось под руководством учителя, т.е. дети должны были выполнить данное задание, используя только свое умения работать со стихами большого размера. По-видимому, для большинства детей (67%) строфы в этом стихотворении оказались несвязанными между собой по смыслу, тем более, что язык произведения довольно сложен для детей 3-его класса.

Задание 4

.

1. Найдите сравнения в стихотворении Некрасова "Славная осень".

2. В произведении Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…" найдите слова, без которых стихотворение потеряло бы свою красоту.

3. В этом же стихотворении найдите выражения или отдельные слова, в которых передаются звуки.

Цель: Определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка.

Анкетирование, проведенное среди 23 младших школьников, дало следующие результаты:

1. а)не нашли сравнений-17%

б)найдено одно сравнение-30%

в)найдено два сравнения-36%

г)найдены все три сравнения-17%

Анализ ответов показывает, что большинство детей не знают, что такое сравнение, хотя им этот материал давался. Сравнения не просто не найдены, но вместо них написаны эпитеты и даже синонимы или антонимы к словам из стихотворения (56%). Кроме того 61% в при ответе употребили слово "снег", о котором в стихотворении вообще нет речи. Это говорит о непонимании темы стихотворения.

2.

варианты слов: количество детей, которые:

а)волнистыми-43% а)нашли одно слово-9%

б)пухлой-26% б)два слова-17%

в)недвижною-9% в)три слова-30%

г)блеснул-17% г)четыре и более слов-22%

Перейти на страницу: 1 2 3 4