Из истории методики работы над лирическими стихотворениями.

Все произведения, предложенные для самостоятельной работы, как мы можем убедиться, относятся к лирической работе.

Говоря о всей методике С.П.Редозубова в целом, отметим, что она имеет несколько положительных моментов: особенно хотелось бы отметить схему чтения стихотворения, приведенную выше, и его обращение к самостоятельной работе учащихся. Но он не выделяет отдельным параграфом методику изучения стихотворений, и работу именно над лирическими стихами.

В отличие от С.П.Редозубова у Н.С.Рождествеского и В.А.Кустаревой

в "Методике начального обучения русскому языку" (1965) чтению стихотворений отводится отдельное особое место. Авторы, ссылаясь на работу Н.П.Каноныкина и Н.А.Щербаковой, также выделяют виды лирики, но в отличие от них, не считают целесообразным останавливать внимание на детальных различиях.

Самый большой недостаток при работе над стихами Н.С.Рождественский и В.А.Кустарева видели в отсутствии проведения выразительного чтения. А выразительно прочитать стихотворение, по их мнению, можно в том случае, если учащиеся понимают основное содержание его.

Перед чтением стихотворения авторы советуют проводить короткую беседу, чтобы учащиеся поняли содержание стихотворения. Иногда целесообразна более длительная подготовка: наблюдения над природой, экскурсии в природу (что целесообразно рекомендовать учителям и сейчас).

Разбор содержания стихов предлагается проводить по вопросам. Но при этом не задавать их много в целом или к отдельным строчкам. Функция вопросов сводится к необходимости убедиться, понятно ли детям стихотворение. Так, после прочтения стихотворения "Вьюга", рекомендуется задать всего два вопроса. По нашему мнению, стихи при таком разборе будут восприниматься поверхностно.

То есть в данной методике есть и свои плюсы (Особое внимание к методике изучения стихотворений, рекомендация проводить экскурсии) и свои минусы (отношение к беседе по прочитанному).

В «Методике обучения чтению» Т.П.Сальниковой

(1996г) автор раскрывает особенности работы над произведениями различных жанров. Отдельно дается методика чтения стихотворений. Первоначально обращается внимание на признаки, присущие стихотворной речи: ритм, рифма, повышенная эмоциональность. Ценно то, что Т.П.Сальникова отдельно рассматривает работу над эпическими, лирическими и драматическими произведениями. Автор говорит о том, что «…в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой».

Т.П.Сальникова выделяет условия, влияющие на восприятие пейзажной лирики. Обращается также внимание на использование репродукций, музыкальных произведений, фильмов и экскурсий. Приводится схема работы над пейзажным стихотворением: «…первичный синтез, анализ и через него к синтезу более высокого качества. Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц… В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста»(46,45).

Полозова Т.Д. и Полозова Т.А.

в работе «Всем лучшим во мне я обязан книгам» также дают замечания, касающиеся изучения лирических произведений в начальной школе. Авторы предлагают обращать внимание на язык стихов, на ритм, мелодию. В связи с этим на уроке особое место отводится «устному рисованию» и рисованию на бумаге. Авторы предлагают задание нарисовать то, что детям представлялось во время чтения стихов или «вспомнить и зарисовать свои впечатления от ранее наблюдавшихся подобных, близких к описываемым в стихотворении состояний, картин природы». В книге содержатся задания, развивающие ассоциативное мышление: «вспомнить стихи других поэтов, передающие это же состояние, сравнить между собой произведения, отыскав в них общее и различное; какую дети слышат музыку, какие это стихи: грустные, задорные, или стихи-раздумье; какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы; какие чувства, мысли возникают, когда читаешь эти стихи; в каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз»(37, 223).

М.А.Рыбниковав «Очерках по методике литературного чтения» предлагает каждое произведение прочитать и разобрать соответственно его природе: лирическое произведение желательно дать в художественном чтении, в музыкальной обработке; чтение романов следует сопроводить художественной иллюстрацией и т.д. М.А.Рыбникова приводит, кроме того, конспект урока по стихотворениям об осени Пушкина и Тютчева. Отдельной главой рассматривает автор выразительное чтение. В этой главе высказаны замечания об общей манере чтения стихов. «Чтение должно быть, при всем богатстве идей и эмоций, простым. Натуральные чувства гнева, восторга, веселья в том их виде, как мы их выражаем в жизни, стихах, в чтении недопустимы. Нужно решительно бороться с выкриками, с разрушением столов и стульев, с чувствительностью. Мир поэзии подобен миру действительности, но это особый мир, особая речь, особые в ней чувства»(45,168). По мнению М.А.Рыбниковой стихи нельзя разыгрывать: «Чтение стихов - это не театр, а особого вида искусство живого слова»; нельзя прозаизировать стихи, превращать их в прозу: «Ритм поэтического слова сознательно ломается для целей логической выразительности. Метод совершенно ложный… Автор-поэт (так читали Блок, Маяковский) доносит до слуха ритм и рифму и ощутимо показывает, что музыка стиха не враждебна смыслу, а служит его воплощению» (45,168). М.А.Рыбникова подчеркивает, что учитель обязан разбираться в теоретических вопросах выразительного чтения. И, самое главное, он должен владеть им практически.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7