Из истории методики работы над лирическими стихотворениями.

5. Заключительное чтение (индивидуальное, хоровое, коллективная декламация).

6. Заучивание наизусть (если оно имеет место).

Изданная в 1950 г., эта книга была, несомненно, прогрессивной для своего времени. И что очень важно для нас, в ней авторы отделяют методику работы над лирическими стихами от методик работы над другими видами художественной литературы.

Изданное в 1954г учебное пособие "Методика русского языка в начальной школе" С.П.Редозубова

, также содержит много ценного и прогрессивного для того времени.

С.П.Редозубов обращает внимание на словарную работу при анализе стихотворений. Он считает, что часть слов, которые непонятны, следует объяснять перед чтением, чтобы у учащихся не оказалось при чтении туманных, слепых мест в тексте. Другая часть слов (по преимуществу образные слова и обороты речи, употребленные в переносном значении) должна быть объяснена после чтения, так как эти слова наполняются конкретным содержанием лишь в контексте. Во время самого чтения лучше всего избегать объяснения слов или (если это представляется необходимым) делать это нужно только в крайних случаях и очень коротко.

Также в работе С.П.Редозубова мы встречаем параграф, посвященный выразительному чтению. Автор выделяет элементы выразительности: окраска или тон речи, темп речи, умение соблюдать знаки препинания, логические паузы, ставить логические ударения, управлять силой голоса. С.П.Редозубов, также как и А.И.Воскресенская с М.Л.Закожурниковой, одним из важнейших приёмов обучению выразительности речи отмечает образцовое чтение учителя.

С.П.Редозубов не выделяет в отдельный параграф методику работы над стихами; система, в которой преподносится материал, очень неудобна. Рассматриваются отличительные особенности каждого этапа урока в зависимости от жанра художественного произведения, в результате в одном параграфе оказываются смешанными методики работы над сказками, стихотворениями, рассказами и баснями. Но мы, выбирая соответствующие высказывания можем составить представление о подходе Редозубова к интересующему нас вопросу.

Так, автор полагает, что проводя предварительную беседу, учитель должен думать не только о том, чтобы подвести детей к теме стихотворения, но и том, чтобы создать у них необходимое настроение, вызвать то чувство, которым проникнуто стихотворение. При этом, по его словам, беседу можно и не проводить, если читается стихотворение на тему, близкую детям. В этом случае достаточно назвать тему, чтобы у детей возникли необходимые реальные представления. С этим высказыванием мы не согласны, так как для того, чтобы создать у детей нужный настрой, готовность правильно воспринять лирическое стихотворение, недостаточно только назвать тему.

Первое чтение должно принадлежать учителю. Затем необходимо провести короткую беседу по прочитанному, во время которой объясняются некоторые слова и выражения. После этого - вторичное чтение. На этом этапе останавливается внимание на ярких выражениях, на образных словах или на некоторых деталях. Когда образы и картины восприняты, учитель, опираясь на содержание прочитанного, обращает внимание на образные выражения: эпитеты, сравнения, метафорические выражения. В конце урока проводится заключительная беседа. Но Редозубов предлагает проводить ее не всегда, а когда есть что подытоживать.

Методику работы над стихотворением С.П.Редозубов заменяет схемой чтения стихотворения:

а)Вводная беседа на тему стихотворения (создание определенной настроенности), нередко с использованием картинок.

б) Чтение стихотворения в целом вслух (чаще всего сначала читает учитель).

в)Разбор стихотворения: выявление картин, данных автором, фиксирование внимания на образных выражениях, перечитывание отдельных мест стихотворения в качестве ответов на вопросы.

г)Определение последовательности картин – составление плана (хотя и не всегда).

д)Перечитывание стихотворения с установкой на выработку умения читать выразительно.

е)Заучивание наизусть (в классе или дома).

Особенно ценным в этой методике является составление С.П.Редозубовым заданий для самостоятельной работы. Он предлагает следующие произведения:

1класс. "Утро" Пушкина, "Дети, в школу собирайтесь" Плещеева, "Весенние воды " Тютчева, "Вот моя деревня" Сурикова.

2класс. "Зима недаром злится" Тютчева, "Шел вчера я мимо школы" Плещеева, "Песня пахаря" Кольцова, "Мой сад с каждым днем увядает" Майкова.

3класс. "Весенний дождь" Кольцова, "Весенняя гроза" Тютчева, "Утро" Никитина, "Зимний вечер" Пушкина, "Рубка леса" Некрасова.

4класс. Утро на берегу озера" Никитина, "На Волге" Некрасова, "Зима" Пушкина, "Степь" Никитина, "Кто он" Майкова.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7