Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение ум­ственного труда от физического вызвало к жизни появление но­рой специальности — учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока разви­вались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и ме­тоды воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные за-|ведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономичес­ким, культурным, политическим запросам общества. По мере со­циального развития такие запросы менялись, а с ними — и сфе­ра, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку се­мья была не в состоянии обеспечить общество достаточным чис­лом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспита­тельные учреждения, создававшиеся светской властью и служи­телями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного време­ни носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучитель­ным. Содержание образования выглядело крайне скудным и уз­коспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках опре­деленного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Поми­мо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Одна­ко абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выпол­нять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накоп­ленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматри­вать как нечто относительно цельное и одновременно как след­ствие, специфического развития каждой из древневосточных ци­вилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

Перейти на страницу: 1 2