Дидаскология

субъект Д, способный ее освоить и творчески преобразовать, субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнеД.

Внутренняя организация субъекта - психологические структуры, которые дают возможность реализовать себя как творца, распорядителя собственной Д.

Субъект - это носитель всего объективного и субъективного в человеке.

Большинство концепций понятие субъект не определяет самостоятельным значением. Человек не рождается, а становится субъектом в процессе Д и общения. Относительно взрослых границ нет однозначного мнения: Исаев Е. И., Слободчиков - превращение индивида в субъекта в дошкольном возрасте, Тотенко -субъективные качества индивид приобретает в процессе внутриутробного развития, доформировывается в юности. => Нет четких возрастных границ, соц, псих-пед. условия.

Субъект-центральное образование человеческой субъектности. Это сложная характеристика личности (ее активность по избирательной инициативе, ответственное отношение к себе, Д и миру).

Сластенин: становление и развитие . не имеет четких возрастных границ, т. к. зависит от псих-пед. и соц. условий индивидуального бытия человека.

Субъектную позицию студента можно определить как личностное и проф. саморазвитие. Эту позицию можно представить, как системное отношение внутренних психических элементов, которые позволили гармонично осуществлять взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.

Важное условие развития личности: соответствие, согласованность, совпадение внешних пед. воздействий с его внутриличностным потенциалом, внутренними условиями. Система пед. требования должна инициировать способности учащихся в поиске путей жизненно-проф-личностного роста.

Субъектная позиция студента - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. В структуре следующие блоки:

мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный.

Сравнили студентов-педагогов и студентов-непедагогов:

субъектность, как качество личности, в равной степени выражена у обеих слабо, субъектность определяет высшую степень жизнетворчества студента независимо от профессии, общее для них - мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивный блоки. нбх-о системное изменение всех звеньев образовательного процесса высшей школы с целью усиления субъектных потенциалов будущего специалиста.

Моделирование становления личности студента пед.

ВУЗов.

Общее основание проектируемого образовательного процесса - уровневые сущностные характеристики и ориентации на развитие субъектности учащихся.

Проф. среда, соответствующе организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами по отношению к каждому студенту.

Возможность стать субъектом образовательной и проф. Д происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов во внутренние. Эффективность зависит от адекватности внешних регуляторов внутренним позициям субъектности студента.

Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:

1) нулевая (объектная) стадия,

формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания,

проф. интерпретация жизненных обстоятельств;

2) объектно-субъектная стадия,

овладение основами субъектного жизнетворчества, методология субъектного обучения, его основного понятия, субъектная позиция, ее содержание и структура, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной Д, усиливается работоспособность в личностной и проф. самореализации;

3) субъектно-объектная стадия,

готовность к самостоятельному решению задач, формирование проектной культуры, преобразующие отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка проф. Д;

4) субъектный этап,

практическая реализация индивидуальных программ личностно-проф. саморазвития, осущ-ся нбх-ая коррекция самоанализа учебно-проф. и жизненных достижении, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании. Вторичное усиление роли псих-пед. дисциплин, повышение их статусного значения с личностных и проф. позиций.

Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37