Открытие ребенка

Игра «по ролям» представляется лучшим замените­лем обычного опыта и инструментом, с помощью ко­торого родители и учителя могут добиться впечатляю­щих результатов. Восприимчивые родители, уделяю­щие внимание игровому обучению, интуитивно улавли­вают преимущества, которые дает ролевая игра в срав­нении с обычной родительской беседой, — и это несмо­тря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно вла­деет искусством речевой коммуникации.[6]

На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся родители, которые почитают за луч­шее не уделять внимания детским талантам. Широко Распространенные антиэлитарные настроения в Амери­ке заставляют многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие Родители игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Главное, чтобы дети были «нормальными».

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замена! Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми важнее которых для него нет никого в целом свете, — мамой и папой.

Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорировании нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство, которое бихевиористски настроенные психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке нежелательные поведенческие модели. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка, в самом деле не менее красноречивы, чем любящий дедушка в ресторане: «Твои способности нас не радую и этот аспект твоей личности нас не интересует».

В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Топ он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать. Таким образом, открытие собственной личности от чается и тормозится невозможностью свободно в разобраться и получить поддержку умных и тактичных родителей.[10]

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в классной комнате, уже научился вести себя как все и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом научился, — это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности?

Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способно­стей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко все­му миру.

Ниже мы приводим ряд советов родителям.[6] Сле­дуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя:

1. Проанализируйте вашу собственную систе­му ценностей в отношении воспитания детей. Спо­собствует ли она реализации личности и одарен­ности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувстви­тельны ко лжи, а к одаренным детям это относи­тся в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Рече­вой обмен даже с очень развитым ребенком до­школьного возраста не является наиболее эффек­тивным путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ре­бенке. Они могут выражаться в неординарных во­просах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные ин­тересы и увлечения.

Перейти на страницу: 1 2 3