Методические условия выбора путей     демократизации взаимоотношений.

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока иностранного языка. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, поскольку целью является обучение общению, а успешно обучать можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью.

Разумеется, и на других уроках атмосфера общения не повредит, но на уроке иностранного языка, при обучении общению, она жизненно необходима. Если при ответе на вопросы по другим предметам его суть лежит в объективной сфере познания, то на уроке иностранного языка совсем другая ситуация. Согласно тематике учитель задает вопросы:

- Когда ты сегодня встал?

- Нравится ли тебе детективная литература?

- Любишь ли ты молоко?

При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не отвечать на вопросы. Но взаимоотношения учитель-ученик не позволяют ему отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом: мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные ответы. Самое пародоксальное то, что учитель довольствуется этим и оценивает такие ответы положительно. И после этого все заявления, что иностранный язык такое же средство общения, как и родной, звучат демагогично и не убедительно/13/.

Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают снять значительную напряженность в отношении ученика к иностранному языку.

Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине. Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок и будет поддерживаться, но лишь внешне. При обучении общению более важен и речевой компонент, учитель и ученик должны стать партнерами по беседе. “Современный урок должен стать уроком творческой дружбы”/18/.

Конечно, мотивация говорения порождается не только психологическим комфортом. Но если нет этого, то парализуются и другие стимулы к речевой деятельности /9/.

Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем общению вне общения.

Можно возразить: но ведь все же основная задача урока - обучение, а не демократизация взаимоотношений? Да, конечно. И речь идет вовсе не о том, чтобы первое подменить вторым. Да и не нужно это, методически не выгодно, ибо реальное общение - это стихия, а всякий учебный процесс требует специальной подготовки. Методическая задача здесь состоит в том, чтобы придать обучению характер и форму общения.

Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в условиях демократизации взаимоотношений можно эффективно осуществить воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли и добрые чувства.

Важным аспектом при обучении иностранному языку является индивидуализация, как составная часть демократизации взаимоотношений, ибо безликой речи не бывает - речь всегда индивидуальна.

Как реализовать индивидуальность? Надо очень хорошо изучить учеников класса, интересы, характеры, жизненный опыт, все это необходимо свести в специальную схему - методическую характеристику класса, которая используется при подготовке и проведении уроков/10/. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации.

Перейти на страницу: 1 2