Пути становления механизма чтения в начальной школе и  использование разнообразных видов деятельности на уроках чтения

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в качестве физкульт пауз в течение 5 –7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания (см. Приложение 2).

При работе со скороговорками следует придерживаться следующего алгоритма: в скороговорках следует выяснить её смысл, затем преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения. На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

Работа со скороговоркой направлена на отработку чистоты звука, а затем интонации с помощью заданий. Например: « Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».

Но чтение скороговорок как особый вид работы не всегда вписывается в контекст урока. При прохождении серьёзных тем введение скороговорок создаёт впечатление искусственности, звучит явно не к месту. А вот как средство развития артикуляционного аппарата применяется достаточно широко.

Для того, чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения чтению – динамическое чтение. Динамическое чтение – это чтение не слова, буквы или слога, а целых групп слов, блоков; это чтение только глазами. Поэтому, работая над скорочтением, необходимо развивать память, внимание, расширения поля ясного видения. (см. Приложение 3).

Чтение « эхо » (на первом уроке обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабочитающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а у слабого остаётся время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.

Чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать на скорость. При этом, кроме быстроты, им нужно следить за выразительностью и безошибочностью. Читают дети про себя, плотно сжав губы и зубы, читают только глазами, как можно быстрее, отвечая после этого на вопросы текста.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта количества слов, назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – подсчётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Дети плотно сжимают губы и зубы, читают только глазами.

Таким образом, учитель, включая в уроки чтения интересные, побуждающие к активности детей, нестандартные формы работы, достигает высоких результатов, связанных с развитием разных сфер ребёнка.

Перейти на страницу: 1 2