Пути становления механизма чтения в начальной школе и  использование разнообразных видов деятельности на уроках чтения

Вспомним слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, - не воспитанный человек, нравственный невежда. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира» [4, C. 90].

На уроках чтения, учитель не должен забывать о том, что для развития правильного чтения и становления механизма чтения, для развития творческих способностей детей, их познавательной активности необходимо использовать разнообразные виды деятельности и различные упражнения на уроках чтения.

Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и пониманием. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, то есть равномерно – внимательное. Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным, осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение глазами без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют друг друга и обогащают, поэтому нужно обучать детей чтению вслух и про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, чёткость печати ), развитость антиципации ( способность предвидеть следующую часть слова или последующее чтение ). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако, не следует забывать, что быстроту темпа чтения обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

Таким образом, развитию правильного чтения и становлению механизма чтения способствует использование разнообразных видов деятельности и упражнений, развивающих те или иные качества, которые ещё снимают утомление, повышают интерес к уроку и активизируют учащихся (см. Приложение 2). Урок чтения можно начать с подготовки речевого аппарата ребёнка, включая упражнение на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произнесение громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произнесение быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе можно ввести чтение сочетаний тренируемого звука с гласными: бе – би – ба - бо – бу – бы; ре – ри – ра – ро – ру – ры; чтение сочетаний стечения 2 – 3 согласных с гласными:

СТ – А, О, У, Ы, И, Э, Е;

СТ А О У Ы И Э Е;

Чтение слов, содержащих тренируемый звук, чтение коротких текстов, чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения чёткости произнесения при любом темпе речи.

Перейти на страницу: 1 2