Проблема и задачи исследования.

В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности во время выполнения трудового задания.

Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.

В этом плане вспомогательная школа достигла удовлетворительного выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении некоторых учащихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих учащихся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.

Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.

Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями / устными и письменными /, чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Таким образом, наше исследование направленно на поиск и обоснование конкретных педагогических путей решения проблемы воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

В предлагаемой работе проводится:

1. Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий.

2. Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу путем:

a) наблюдения на уроках;

b) проведения специальных контрольных работ для определения степени самостоятельности у учащихся спец. школы.

3. Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения практических заданий по швейному делу.

Перейти на страницу: 1 2 3