Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселитель­ной целью.

Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблю­дения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак за­нятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятель­ной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирова­ние всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мыш­ление, эмоции; активизировать познавательную и практи­ческую деятельность; воспитывать положительное отноше­ние к учению. [16, 53].

В зависимости от типа, содержания и метода проведе­ния экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может вхо­дить от десяти до сорока учеников. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависи­мости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии по­могают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках за­конов физики и химии, физики и биологии, истории и гео­графии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реа­лизации межпредметных связей.

На экскурсии учащиеся не только усваивают новые зна­ния или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приоб­ретают умения и навыки их применения. Например, про­водя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся приме­нять законы геометрии на практике, пользоваться простей­шими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематиче­ские коллекции, работать с картой местности.

Экскурсия дает широкие возможности для более пол­ного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия пре­доставляет учителю возможность изучить своих воспитан­ников. Известно, что в естественной и непринужденной об­становке быстрее проявляются те качества личности, кото­рые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, при­общая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства. [21, 134].

Школьная экскурсия — сложная форма учебно-воспи­тательного процесса. Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходи­мость специальной подготовки экскурсии нередко отпуги­вает учителей от этой эффективной формы обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3