Замысел урока

4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;

5) организация активной познавательной деятельности уча­щихся. При этом урок должен отличаться целостностью, внут­ренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертыва­ния деятельности учителя и учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответ­ствующие чувства.

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учи­теля создать на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную работу мысли и эмоциональное от­ношение к- изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспи­тательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окра­шенное человеческим чувством слово учителя, и интересный до­кумент, учебный кинофильм и т. д. Значительно повышает эмо­циональность урока истории привлечение отрывков из художест­венной литературы. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому создаются не только путем приведения: яркого мате­риала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на все­сторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составле­ние тематического планирования, в котором содержание разби­вается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Обязательными его компо­нентами должны быть название темы и перечень ее образова­тельно-воспитательных и развивающих задач.

Готовясь к уроку по данной теме, учитель прежде всего оп­ределяет его цели. Это наиболее трудный и важный момент под­готовки. Всесторонне проанализировав содержание учебного ма­териала, подлежащего изучению на данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель формулирует основ­ную содержательную идею урока, которую должны усвоить уча­щиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и разви­тия учащихся. Конкретные воспитательные и развивающие цели

Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного ма­териала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития уча­щихся и их умений, отмеченных программой для данного класса.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое обо­рудование, структурные элементы урока с указанием их основ­ного содержания и характера деятельности учащихся. Если пла­нируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При изуче­нии нового материала планируется содержательная последова­тельность и деятельность учащихся по ходу его изложения учи­телем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.

Перейти на страницу: 1 2 3