Виды уроков

На первых порах школьники пользуются подсказанными учи­телем приемами, а затем по собственному выбору применяют свои. умения в новых ситуациях. Учитель осуществляет преимущест­венно управленческую функцию, организуя работу учащихся. Деятельность учителя определяет степень продуктивности учеб­ной деятельности учащихся. Она заключается, во-первых, в целе­сообразности выбора темы урока для организации лабораторной работы учащихся с учетом ее объема, степени известности материала, уровня сформированности умений учащихся. Во-вторых, важно четко и целесообразно спланировать содержание струк­турных элементов урока, предусмотрев характер источников зна­ний, с которыми будут работать учащиеся, сформулировать во­просы и задания так, чтобы они обеспечивали формирование за­планированных умений. В завершающей части урока учителю не­обходимо оценить его результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить новые, более сложные умения.

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, исто­рическим документом, наглядными пособиями, ма­териалами периодической печати, учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и выделять глав­ное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать взаи­мосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую оценку. В процессе лабораторных уроков вырабаты­ваются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д.

Для Х—XI классов наряду с уже отмеченными типами уроков (лабораторные, семинарские, уроки обобщения), где наиболее наглядно обнаруживаются знания и умения старше­классников, приобретают значение и такие формы, как собеседо­вания, консультации. Они открывают возможности как для про­верки знаний и умений, так и для индивидуального обучения.

Перейти на страницу: 1 2