Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от харак­тера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уро­ки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уро­ков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, по­лугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся. Однако очень важно,

чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и яв­лений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его мо­гут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изуче­нию нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя органи­зуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой вы­полнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем лите­ратуры и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащи­мися.

Уроки, целиком посвященные изучению но­вого материала (лекции), и уроки семинарского типа, открываю­щие возможности для всех видов самостоятельной работы уча­щихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков.

Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока, степенью самостоятельности учащихся в под­готовке к семинару. Урочное время за исключением кратких ввод­ного и заключительного слов учителя целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготов­ки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На се­минаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся ос­вещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуж­дении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообще­ния, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подго­товки учащихся к семинару и обобщает главное в его содер­жании.

Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся рацио­нальными приемами учебной деятельности и создает условия для их применения на все более высоком уровне трудности. Эти уро­ки могут иметь в основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют лабо­раторными. Основное время такого урока (30—35 мин) учащие­ся работают самостоятельно по теме урока с указанными учите­лем источниками учебной информации.

Перейти на страницу: 1 2