Сущность активных методов.

Инновационное образование - это новая педагогика, новые образовательные процессы, новые технологии. Развитие способностей ориентироваться в новых условиях, адаптироваться к новым требованиям - вот чему служит инновационная система. Современная педагогика отказывается от жесткого «авторитарного управления», где учащийся, студент или слушатель выступает «объектом» обучающих воздействий, переходит к системе организации поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества. На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает место «школе мышления». [ ]

Одним из способов создания таких условий является применение учителем методов активного обучения как составной части современных инновационных технологий, широко внедряемых в последнее время в практику школы. Именно активные методы обучения учащемуся раскрыться как личности. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала. [ ]

Существуют различные классификации методов активного обучения. Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций и т.д. Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые «интерактивные методы», использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм и др.).

Н.В. Борисова предлагает следующую классификацию методов активного обучения [ ].

А.А. Вербицкий омечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление. Он перечисляет [ ] возможное использование активных методов обучения на уроке – это:

1 Вхождение в содержание (должна носить проблемный характер для повышения познавательной активности учащихся);

2 Диагностика исходного уровня знаний (цель – систематизировать необходимые знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин, указать на имеющиеся недочеты и пробелы в знаниях для дальнейшего их усвоения);

3 Анализ конкретных ситуаций (состоит в изучении и принятии решений по ситуации). Конкретные ситуации часто классифицируют по учебной функции:

Ситуация – проблема, где необходимо выявить и сформулировать проблему;

Ситуация – оценка, где обучаемый должен определить, оценить правильность совершенного действия;

Ситуация – иллюстрация, которая подтверждает или отвергает некоторые теоретические положения или законы;

Ситуация – упражнение – когда обучающиеся должны выполнять практические действия с информацией или предметом;

4 Рефлексия – заключается в проведении самоанализа и анализа той ситуации, которая была задана.

Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой , качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда[ ].

Перейти на страницу: 1 2 3 4